Доплатите за прочные сети

Андрей Виньков
26 октября 2009, 00:00

С введением новой системы тарифного регулирования цены на электроэнергию в ближайшие три-семь лет, по крайней мере в части сетевой составляющей, будут расти. Правда, Холдинг МРСК обещает увеличить инвестиции в распределительную систему, чтобы довести сетевое хозяйство в энергетике до надежного уровня

Российский распределительный  электросетевой комплекс продолжает выстраиваться в монолитную организацию под названием ОАО «Холдинг МРСК». Структура, созданная два года назад в результате реорганизации РАО «ЕЭС России», сегодня уже представляет собой мегакорпорацию с консолидированной выручкой более 10 млрд долларов в год. Объединяя 70% сетей низкого напряжения в стране, холдинг контролирует 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), сформированных по территориальному принципу, а также пять распределительных сетевых компаний и семь региональных сбытовых фирм. Государству сегодня принадлежит 52,6% в уставном капитале (55% голосующих акций) этого монстра. Еще 10% акций Холдинга МРСК контролирует «Газпром». Но корпоративная структура холдинга продолжает претерпевать изменения.

Аналитики инвестбанков и эксперты последние полгода активно муссируют тему возможного перехода сетевых компаний на единую акцию. Сейчас вопрос консолидации активов Холдинга МРСК рассматривается в правительстве. Конкретные параметры объединения неизвестны, но многие опасаются, что в результате государство может потерять контроль в сетевом гиганте. Кто-то даже прикинул, что госдоля в капитале компании может снизиться аж до 30%. Дело в том, что обмен акций «дочек» Холдинга МРСК (где у государства нет 100% акций) на акции головной структуры невозможен без того, чтобы государство не теряло контроль в самом холдинге. Очевидно, что наиболее оптимальный вариант для государства — выкуп холдингом акций дочерних структур. Но есть ли средства на эту дорогостоящую процедуру?

С изменением макроэкономической ситуации в стране и в мире рост спроса на подключение к сетям и на саму электроэнергию довольно быстро сменился спадом. По идее, это предполагает серьезное снижение доходов Холдинга МРСК. А значит, средств должно не хватать не то что на корпоративные преобразования, но и на замену и ремонт критически изношенного сетевого оборудования. Однако чаша сия сетевиков минует. Ближайшие несколько лет Холдинг МРСК может не переживать о выпадающих доходах. Дело в том, что в нынешнем и следующем году российский распределительный электросетевой комплекс переходит на так называемое RAB-регулирование тарифов (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала). Новая система предполагает рост тарифов на передачу электроэнергии как минимум в ближайшие три-семь лет — срок, на который заключается соглашение о RAB-регулировании. Эксперты подчеркивают, что новая система тарифообразования даст определенные гарантии энергосетевикам по возврату и доходности на вложенный капитал. Так, Холдинг МРСК уже может привлекать долгосрочные кредитные ресурсы и снижать за счет инвестиций критичный процент износа оборудования. Однако некоторые сомневаются в справедливости предлагаемой системы, прежде всего в отношении потребителей. О преимуществах новой тарифной методики для регионов и потребителей, а также о планах по консолидации распределительных сетей, выпуску долговых инструментов и других перспективных направлениях развития бизнеса рассказывает генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК» Николай Швец.

Все будет под контролем

— Когда может произойти переход вашего холдинга на единую акцию? Сохранит ли государство после этого контроль в компании?

— Порядок и условия предстоящей консолидации еще предстоит определить. Сейчас у нас как холдинговой структуры есть все условия для того, чтобы контролировать деятельность дочерних компаний через советы директоров. Эта система эффективно работает. В то же время у нас нет никаких сомнений, что предусмотренное законом условие — не снижать долю государства в компаниях распределительного сетевого комплекса до конца 2011 года — будет выполнено. И мы уже должны думать о том, как будет развиваться сетевой комплекс после 2012 года. Основные фонды распределительных электросетевых компаний характеризуются высокой степенью износа, и необходимо принимать системные меры, чтобы исправить это положение, нужны масштабные инвестиции. Отдать компанию с производственными активами с высоким уровнем износа частному инвестору и надеяться, что он будет развивать сетевую инфраструктуру в отдельных субъектах Российской Федерации и в целом всю энергосистему, сейчас, на мой взгляд, очень рискованно. Так что Холдинг МРСК будет стремиться сохранить контроль государства в этом секторе. Если для этого потребуется увеличить пакет акций холдинга в дочерних компаниях, не исключаю возможности проведения дополнительных эмиссий. Но хочу отметить, что решения, связанные с консолидацией, не будут приниматься без консультаций с миноритарными акционерами.

— Холдинг МРСК собирается привлечь заемные средства на рынке, выпустив облигации. На какие условия вы рассчитываете? На что пойдут полученные средства? Какова величина чистого долга холдинга на сегодня?

— Мы планируем разместить в начале 2010 года облигации на сумму более 10 миллиардов рублей сроком три года до оферты. Рынок постоянно меняется, поэтому сказать, какой будет купон при размещении, я сейчас точно не могу. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению ставок. Если бы размещение состоялось в начале ноября, то мы бы ожидали ставку купона не выше 13 процентов годовых.

Полученные средства будут направлены как на рефинансирование существующей кредитной задолженности дочерних компаний холдинга, так и на инвестпрограмму 2010 года.

Задолженность по кредитам и займам всех дочерних компаний Холдинга МРСК на сегодняшний день составляет 128 миллиардов рублей и последние месяцы остается стабильной. При этом хочу обратить ваше внимание на значительный объем обязательств, которые имеют перед нами потребители — в основном сбытовые компании. Совокупная дебиторская задолженность дочерних компаний холдинга на октябрь 2009 года составляет 140 миллиардов рублей.

RAB в обмен на надежность

— Федеральная служба по тарифам и энергосетевики с энтузиазмом рапортуют о переходе на новую систему тарифообразования — RAB. Будет ли она справедливой, в том числе для потребителя? Насколько она эффективнее преды­дущей системы «затраты плюс»?

— Ни о каких рапортах или соревнованиях в этой работе и речи быть не может. Переход на RAB — крайне серьезный вопрос. Поэтому на местах, в регионах сейчас идут многочисленные консультации и согласования.

Государственная политика у нас в стране направлена на привлечение частного капитала в развитие инфраструктуры. С этой целью российское правительство рекомендует администрациям регионов страны в 2010 году перевести электросетевые компании на новую методику тарифного регулирования. Переход к регулированию тарифа на услуги по передаче электроэнергии методом доходности инвестированного капитала — Regulatory Asset Base — является приоритетным направлением деятельности Холдинга МРСК.

RAB-регулирование перспективно и очень важно прежде всего для развития экономики. Связано это с тем, что регулирование тарифов происходит на длительный срок. Предположим, мы с вами бизнесмены и задумали какой-то проект. Сегодня мы можем более-менее точно рассчитать затраты на электроэнергию лишь на год вперед. А в ситуации с RAB-регулированием, когда мы перейдем, предположим, на пятилетний период планирования, бизнес уже сможет прогнозировать тарифы на электроэнергию на длительный срок.

Действующая система тарифообразования «затраты плюс» не стимулирует сетевые компании снижать издержки. В системе RAB-тарификации все по-другому. Сетевая компания обязана в течение года снижать свои издержки, и сэкономленные средства остаются в компании на период регулирования. Эти средства можно и даже нужно направлять на развитие. Между прочим, системой RAB предполагается, что операционные расходы должны снижаться на один-два процента ежегодно.

— А что получит потребитель электроэнергии от введения RAB-тарификации?

— Для потребителя этот режим лучше тем, что будут повышены надежность и качество электроснабжения. Кроме того, будут минимизированы затраты потребителей на подключение к электрическим сетям.

— Но это же не означает, что тариф на электроэнергию в части сетевой составляющей будет ниже?

— Нет, почему? Как раз означает. По крайней мере, мы к этому будем стремиться. Например, в Великобритании через 15 лет после введения этого метода регулирования произошло снижение тарифа для конечного потребителя на 50 процентов в сопоставимых ценах.

— Систему RAB-тарифообразования во многих регионах уже ввели, а плату за подключение пока не отменили. Разве это справедливо?

— По законодательству с 2011 года плата за подключение должна взиматься без инвестиционной составляющей.

— В стране разворачивается дискуссия, что в период кризиса нужно снижать издержки, в том числе уменьшать или даже обнулять темпы роста тарифов естественных монополий. Но RAB-тарификация все-таки предполагает дальнейший рост тарифов. Не боитесь ли вы, что по каким-то соображениям вам просто не дадут возможности вводить новую систему?

— Ни для кого не секрет, что распределительный электросетевой комплекс находится в очень тяжелом состоянии. Проблема сейчас будет стоять не столько на федеральном уровне, сколько на уровне тех, кто отвечает за хозяйственную деятельность субъектов Российской Федерации. Потому что если мы не будем принимать серьезных, эффективных мер по реновации оборудования в распределительном сетевом комплексе, то можем получить через несколько лет процент оборудования, которое выработало один нормативный срок, уже не в районе 52 процентов, как сейчас, а где-то 60–70 процентов. Замечу, что нормативный срок составляет 25 лет. Сегодня свыше семи процентов оборудования МРСК выработало его дважды!

В регионах, кстати, регулирующие органы могут пойти на увеличение предельного тарифа, установленного на федеральном уровне. Конечно, это сделать непросто. Все будет зависеть от заинтересованности субъектов РФ в удовлетворении потребностей региона по развитию электросетевого хозяйства.

— Какова на сегодня доля сетевой составляющей в наших энерготарифах в среднем по стране?

— Примерно 33 копейки с одного киловатт-часа. Я думаю, когда мы перейдем на RAB и когда будут приняты серьезные меры по повышению надежности, эта составляющая может быть даже снижена.

— Могли бы вы назвать территории в подведомственном вам сетевом хозяйстве, где имеются серьезные проблемы с надежностью?

— В соответствии с методикой Министерства энергетики у нас есть несколько районов высокого риска, среди них Тюменская область, Кубань... Но самая напряженная ситуация с сетями складывается в республиках Северного Кавказа, и прежде всего в Дагестане, Ингушетии и Чечне.

Сетевая китайская помощь

— Ежегодно на модернизацию сетевого хозяйства Холдинг МРСК тратит более ста миллиардов рублей. Недавно в СМИ появилась информация, что вы, российская компания с государственным участием, собираетесь создать СП с китайским производителем сетевого оборудования фирмой Shanghai Kirtun. Зачем мы поддерживаем китайцев, по сути, нашим госзаказом, если есть свои, родные производители? Не верю, что в России нет поставщиков электротехнического оборудования, сопоставимых по качеству с китайскими…

— На самом деле пока вопрос о создании совместного предприятия с китайскими производителями сетевого оборудования лишь рассматривается. Нас прежде всего интересовала продукция, которая выпущена по разработкам нашего же Всероссийского электротехнического института: элегазовые комплектные распределительные устройства на 110 киловольт в трехфазном исполнении. Кстати, аналогичная продукция нигде в мире не производится.

Мы изучаем возможности совместного производства этих изделий на территории нашей страны по крайней мере с локализацией 50 процентов. К тому же Китай готов выделять кредитные ресурсы под эти проекты.

— А российские институты развития, ВЭБ к примеру, не помогут с кредитами?

— Если нам будет выгоднее взять кредит у Внешэкономбанка и закупить электрооборудование у отечественного производителя, конечно же, мы примем такое решение. Тем более что в стране взят курс на импортозамещение. И мы надеемся, что доля оборудования именно российского производства будет постоянно повышаться.