Двойной форсаж

Рынок кредитования малого и среднего бизнеса продемонстрировал признаки оживления. Небольшие предприятия оказались более устойчивыми к негативной конъюнктуре, а банки сумели быстро адаптировать кредитные продукты к новым условиям

В первом полугодии 2009 года малому и среднему бизнесу (МСБ) было выдано на 36% меньше кредитов, чем годом ранее. В результате суммарный портфель банков показал нулевой рост, оставшись на уровне конца 2008 года (2,54 трлн рублей). «В целом, оценивая результаты рынка кредитования МСБ в первом полугодии, можно констатировать, что все активные операции банков были направлены на поддержание текущих кредитных портфелей без какого-либо прироста, а также на рефинансирование и реструктуризацию проблемных активов», — отмечает Елена Махота, вице-президент Промсвязьбанка, руководитель блока «Малый, средний и розничный бизнес».

Динамика портфеля кредитов МСБ действительно выглядела хуже сегмента ссуд корпоративным клиентам, но гораздо лучше показателей кредитной розницы (см. график 1). Более того, если в первом квартале было выдано только 634 млрд рублей, то во втором — уже 782 миллиарда. Таким образом, несмотря на стагнацию сегмента кредитования малого и среднего бизнеса, второй квартал 2009 года продемонстрировал некоторые признаки оживления. Риски сегмента на фоне кризиса стали более понятны, да и публичные тезисы первых лиц о государственной поддержке вселили в банкиров определенную уверенность в будущем рынка. Даже с учетом перекредитования отдельных отраслей и сезонности это может свидетельствовать о том, что минимум рынка все-таки преодолен.

Замедление, но не коллапс

Кризисные явления в мировой и российской экономике не могли не сказаться на динамике рынка кредитования малого бизнеса. Однако если во многих розничных сегментах (потребительское кредитование, ипотека) мы наблюдали массовый уход банков с рынка и переориентацию на другие сегменты, то в сегменте банковских услуг малым и средним предприятиям не было ни громких уходов значимых для рынка игроков, ни массовой приостановки операций на длительные сроки. 37 из 71 банка, участвовавшего в опросе «Эксперт РА», подтвердили, что даже в условиях кризиса рынок МСБ остается одним из наиболее перспективных направлений бизнеса. Для небольших и средних игроков эта ниша традиционно находилась в числе приоритетных, да и для крупных кредитных организаций федерального значения она успела приобрести статус стратегически значимой (см. таблицу).

Лидером в кредитовании МСБ остается Сбербанк: по нашим оценкам, в первом полугодии 2009 года он сократил объем выданных кредитов только на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Большинство же крупнейших участников рынка снизили объемы кредитования более чем на 20%. Сильнее других упали «Уралсиб» (–59,11%), ВТБ24 (–56,82%) и Юниаструм-банк (–58,67%). Причем наибольшие темпы падения показали те финансовые институты, для которых были характерны длительные сроки кредитования. Так, в банках «Возрождение» и «Центр-инвест», продемонстрировавших среди представителей топ-10 наименьшее сужение кредитования, 85% всех заемных средств было предоставлено на срок до одного года, тогда как доля длинных кредитов в Юниаструм-банке, ВТБ24 и Промсвязьбанке превышала 70%.

Среди участников рынка, показавших наибольшие темпы прироста в первом полугодии (по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом), как крупные игроки — Татфондбанк (более 3000%), НБ «Траст» (66%), так и региональные банки — «Кольцо Урала» (более 3500%), Азиатско-Тихоокеанский банк (244%), Меткомбанк (156,37%) и Камабанк (273,07%). Причина достижения подобных результатов в большинстве случаев — усиление работы в сегменте при изначально более низкой базе. Например, показатели Камабанка объясняются, в частности, начавшейся еще в конце 2008 года постепенной переориентацией с ипотечного кредитования на работу с малым и средним бизнесом.

Важным фактором поддержки для кредитования малых предприятий стали четко выраженная государственная воля и ряд последовательно реализованных мер, направленных на развитие сегмента. «На поддержку малого и среднего бизнеса в РФ в течение 2009 года через систему госбанков планируется выделить порядка 100 миллиардов рублей, — рассказывает Елена Махота. — При этом Внешэкономбанк предоставил в текущем году на эти цели около 30 миллиардов рублей. Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития и Deutsche Bank выделяют на развитие малого и среднего бизнеса в России под гарантии Внешэкономбанка около миллиарда евро». В дальнейшем, однако, может потребоваться расширение мер по поддержке сегмента. «Принятые государством меры по поддержке малого бизнеса ощутимы, однако пока еще недостаточны для выхода из кризиса», — убежден директор департамента по работе с малым бизнесом Росбанка Анатолий Хвостиков.

Сражаясь с рисками

Несмотря на серьезную готовность кредитовать малых и средних предпринимателей, в этом сегменте банки вынуждены решать те же проблемы, что и в других областях кредитования: растущая просроченная задолженность, необходимость реструктурировать старые кредиты и поиск новых надежных и качественных заемщиков.

Уровень проблемных активов в сегменте МСБ продолжает расти, но в целом повторяет динамику ухудшения качества корпоративных кредитов (см. график 2). За первое полугодие 2009 года объем просроченной задолженности увеличился почти на 80% и на 1 июля 2009 года составлял, по нашим оценкам, 5,74% (против 5,33 % в корпоративном сегменте). Однако темпы прироста просрочки все же несколько сократились: 23% во втором квартале 2009 года против 45% в первом.

При этом, в отличие от корпоративного сегмента, для рынка кредитования МСБ не характерны значительные объемы пролонгаций, а, следовательно, статистика по корпоративным клиентам занижена в большей степени, чем по небольшим заемщикам. «Исследования показывают, что уровень просрочки по кредитам для малых и средних предприятий существенно ниже, чем по кредитам для физических лиц или корпоративным заемщикам, — отмечает Светлана Чубакова, исполняющая обязанности директора департамента малого и среднего бизнеса КМБ-банка. — Это связано прежде всего с психологией предпринимателя: люди, решившиеся открыть свое дело, как правило, понимают всю меру собственной ответственности».

На доступность ссуд МСБ сегодня оказывают влияние два разнонаправленных фактора. С одной стороны, объем новых лимитов в первом полугодии 2009 года упал почти в два раза по сравнению с предыдущим полугодием. С другой — банки, подстегиваемые необходимостью поиска новых направлений прибыльного размещения накопленных ликвидных средств, ищут более надежных заемщиков и тем самым расширяют доступность ссуд для некоторых категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в 2008 году в среднем 70% ссуд получали заемщики, ранее кредитовавшиеся в банке, то во втором квартале эта доля сократилась до 64%. По нашему мнению, здесь скрыт дополнительный потенциал для государства в части стимулирования развития кредитования. Значимое расширение гарантийных фондов могло бы уменьшить риски выхода банков на незнакомую территорию и стимулировать их к выдаче ссуд тем заемщикам, с которыми они раньше не работали. Особенно это актуально для небольших городов.

Стремление банкиров минимизировать риски проявляется и в том, что растет доля коротких кредитов при одновременном сокращении кредитования проблемных отраслей. По итогам первого полугодия 2009 года 66% ссуд (без учета овердрафтов) выданы на срок до 12 месяцев. В 2008 году на такие кредиты приходилось только 46%. Анализ отраслевой структуры рынка свидетельствует о существенном снижении доли торговых предприятий за полугодие — с 51 до 39%. Среди отраслей, доля которых на рынке возросла, обрабатывающие производства и строительство. Но если промышленные предприятия способны предложить банкам относительно твердые залоги (производственные помещения), то рост объемов кредитования строительных компаний связан, по нашему мнению, с активныи перекредитованием части заемщиков. Тем не менее доля строительных компаний в сегменте кредитования МСБ не столь велика, чтобы в случае негативных последствий от подобной практики оказывать такое же сильное давление на капитал и прибыльность банков, какое оказывают крупные строительные компании.

Окно возможностей

По нашим оценкам, в текущем году, при сохранении существующих тенденций, портфель кредитов МСБ на балансах банков останется на уровне конца 2008 года, а при благоприятном развитии событий может даже вырасти на 4–5%. Ведь помимо прочего банки оказались одними из немногих финансовых посредников, которые способны поддержать малый и средний бизнес в трудные времена. Общий объем лизинговых операций в первом полугодии 2009 года сократился в четыре раза, факторинговых — в два раза. Это означает, что традиционно используемые малыми предприятиями альтернативные финансовые продукты стали менее распространенными и менее доступными. Банкиры, безусловно, воспользуются этой ситуацией. «Малый и средний бизнес — это очень перспективный сегмент, в котором риски ниже, чем в потребительском кредитовании, а маржа выше, чем в сегменте кредитования крупных корпоративных клиентов», — убеждена Елена Махота. Это значит, что в среднесрочной перспективе, по мере восстановления экономики, сегмент не только не утратит своей привлекательности, но и будет одним из самых динамичных в части восстановления кредитной активности на прежних уровнях. «Компании малого и среднего бизнеса по определению являются более гибкими и адаптируемыми к изменениям рыночной конъюнктуры по сравнению с крупным бизнесом. Они способны быстрее переключиться на производство новой продукции и оказание новых услуг, более оперативно сократить издержки, наилучшим образом использовать свои преимущества в быстро меняющейся обстановке», — добавляет Елена Махота.