Омские антидепрессанты

Снежана Козлова
26 октября 2009, 00:00

Одна из наиболее успешных в России региональных антикризисных программ реализуется в Омской области. Главные составляющие — государственное регулирование и ориентация на наиболее перспективные направления экономики

В целом Омской области до кризиса повезло — успели набрать существенный темп в развитии, что позволило в трудные времена не только сохранить позиции, но и начать бороться за новые ниши на перспективных рынках. За пять предкризисных лет область вплотную приблизилась к удвоению ВРП: в 2004 году — 192,9 млрд рублей, в 2008-м — 341,7 млрд. По данным областного министерства экономики, за это время более чем вдвое увеличился объем отгруженной продукции обрабатывающих предприятий. Ежегодный прирост индекса промышленного производства удерживался на уровне 10–12%, что почти в два раза превышало средний по России показатель. По объемам ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья область держала третью позицию в Сибирском федеральном округе (СФО).

Экономическая устойчивость региона привлекла инвесторов, которые за пять лет вложили в основной капитал области до 85 млрд рублей. Доля зарубежных инвесторов в 2008 году оценивалась почти в 600 млн долларов. Рост с 2004-го по 2008 год — с 7,7 до 40,4%. «В первом полугодии наблюдалось незначительное сокращение поступлений иностранных инвестиций. Однако при этом доля прямых инвестиций по отношению к аналогичному периоду 2008 года увеличилась на 10,2 процента и составила 28,4 процента», — говорит министр экономики Омской области Игорь Мураев. По словам областного министра промышленной политики, транспорта и связи Александра Горбунова, сегодня инвесторы вкладывают в реальный сектор экономики, в конкретные производства, чем, собственно, омский регион и привлекателен.

Устойчивость экономической модели обеспечивается в том числе и за счет сбалансированной структуры внешнего торгового оборота. За исключением незначительных годовых колебаний сальдо экспорта-импорта в целом выдерживается в равных пропорциях, также как и расклад по группам внешнеэкономической деятельности: на страны СНГ приходится до 60%, остальное занимает дальнее зарубежье. Несмотря на некоторое сформированное временем и прежними общеэкономическими тенденциями тяготение к партнерам из государств Евросоюза, Омская область начала активную экспансию в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Сейчас омичи делают ставку на дальнейшее развитие реального сектора экономики с приоритетом на инновационность, а также профессиональное образование и инфраструктурные проекты.

Естественная чистка рынка

Кризис, конечно, не обошел область стороной. Более всех отраслей пострадало строительство. В 2002 году в том числе за счет заказов по губернаторской Программе по оказанию господдержки гражданам в строительстве либо приобретении жилья путем предоставления жилищных кредитов и займов удалось так загрузить строительные организации, что за пять последующих лет было введено в эксплуатацию около 5 млн квадратных метров жилья, более чем вдвое увеличился объем привлеченных в строительство инвестиций (порядка 10 млрд рублей), а количество выданных кредитов выросло в 15 раз, до 13,5 млрд рублей в 2007 году. По данным областного минстроя, ежегодно вводилось 12–15 объектов социального назначения — больниц, школ, спортивных сооружений. В строительстве работало 6,6% активного населения области.

Резкий спад ощутили в 2008 году: ипотечных кредитов выдали меньше на треть. За шесть месяцев текущего года было выдано всего 530 млн рублей. По оценке министерства экономики Омской области, по сравнению с прошлым годом объемы ипотеки упали в десять раз. Из 40 коммерческих банков, предоставлявших ипотечные жилищные кредиты в 2008 году, сейчас по программе работают только 19, в том числе на новостройках — лишь семь. Таким образом, омский строительный рынок сократился не менее чем в два раза, вернув регион на четыре года назад. Впрочем, ситуация характерна для всех российских лидеров строительного сегмента.

Сейчас в Омске решили использовать накопленный опыт и создали дифференцированную систему оказания государственной поддержки. При губернаторе области Леониде Полежаеве образована межведомственная комиссия по защите прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве жилья, составлены реестры дольщиков и проблемных строек, запущена система мониторинга. Результат: если с января по июнь было сдано в эксплуатацию шесть многоквартирных домов (387 дольщиков), то за июль-август — 24 (около 1700 дольщиков). Всего до конца года в новые квартиры въедут 7 тыс. участников долевого строительства. Кроме того, отмечается оживление на рынке ипотечного кредитования.

Безусловно, кризис приведет к переделу омского строительного рынка, с которого исчезают слабые или преследующие спекулятивные цели игроки. «На начало года количество выданных ранее лицензий достигало 2,5–3 тысячи. Из них фактически работало не более 500. Остальные брали либо на всякий случай, либо под какие-то иные цели, например, чтобы получить земельный участок и перепродать его», — говорит руководитель саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство “Союз строителей Омской области”» Николай Лицкевич.

Теперь в регионе введены несколько иные правила игры: претендентов на участки под застройку оценивают также по качеству выполняемых работ, наличию квалифицированных кадров, современной техники и технологий, а кроме того, по обеспечению бизнеса достаточным портфелем активов.

Впрочем, одной лишь чистки девелоперских рядов и поправок в регламент едва ли было бы достаточно, чтобы реанимировать омский строительный рынок. Образовавшуюся брешь в финансировании помогли залатать федеральная программа Минрегионразвития «Жилище», в которой Омская область приняла самое деятельное участие, а также федеральные меры по стимулированию рынка жилищного строительства. Так, по федеральным программам приобретено 680 квартир общей стоимостью 1,1 млрд рублей. Еще 954 квартиры (более 1 млрд рублей) предполагается купить на консолидированные средства федерального и областного бюджетов по программе расселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

На областном уровне разработан также специальный антикризисный пакет мер по стимулированию спроса на рынке жилья. Одна из позиций — предоставление отдельным категориям граждан ежемесячных социальных выплат на компенсацию части расходов при ипотечном кредитовании из расчета две трети ставки рефинансирования.

В результате принятых мер с июля вдвое увеличился выпуск конструкций для крупнопанельного домостроения, на 10–20% — стеновых материалов, изделий из бетона, гипса, цемента и кирпича. Кстати, благодаря налаживанию на местных предприятиях производства современных материалов с повышенными эксплуатационными характеристиками цены на омское жилье самые низкие в масштабах СФО.

В ближайшем будущем, полагает Николай Лицкевич, бюджетная доля в структуре финансового обеспечения строительного комплекса региона, достигающая сейчас 75%, начнет сокращаться, ипотека заработает в более доступном для населения формате, а компании-застройщики станут с бо́льшим вниманием относиться к инвестиционным проектам и оптимизируют свои издержки. Сделать это необходимо, так как, например, применение новейших технологий и повышение производительности труда сэкономит девелоперам около 15% средств, качественное проектирование — еще 15%, а использование строительных материалов местного производства, некогда дефицитных, а сейчас имеющихся в избытке и самого высокого качества, — не менее 15%.

Индустрия Next

Промышленность в структуре областной экономики занимает 40,5%. Значительная доля принадлежит оборонным предприятиям. Ситуация в омской оборонке в целом позитивная. По предварительной оценке, в 2009 году объем гособоронзаказа, размещенного на омских предприятиях, вырастет примерно на 30%, общий объем производства составит 5,5 млрд рублей. Получить большие контракты и загрузить заводы помогла в том числе их интеграция в федеральные оборонные холдинги. Наиболее показательны в этом отношении «Омское моторостроительное производственное объединение им. П. И. Баранова» (ОМПО) и ПО «Полет». Общий объем производства на ОМПО увеличился почти в четыре раза, после того как три года назад было принято решение о создании на базе ФГУП «ММПП “Салют”» (Москва) федерального научно-производственного центра газотурбостроения и о вхождении в него омского завода. Контракты, полученные предприятием на 2009 год, оцениваются в 3 млрд рублей.

После вхождения в состав ФГУП «ГКНПЦ имени Хруничева» заметно потолстел портфель заказов и у «Полета». В 2008 году за счет переданной с головного предприятия тематики завод набрал в оборотах 50%. В нынешнем году объемы производства вырастут в 1,35 раза, до 1,4 млрд рублей.

В прошлом году на уровень безубыточности вышло ОАО «КБ транспортного машиностроения», которому теперь принадлежит имущественный комплекс ГУП «Омсктрансмаш», пять лет находившегося в состоянии банкротства. Со вступлением КБ в бронетанковый холдинг, созданный на базе Уралвагонзавода (Екатеринбург), оздоровление омского танкового предприятия продолжилось.

Заводы также получили заказы на изготовление космической ракеты нового поколения «Ангара 1.2» (легкий класс), авиационного двигателя для учебного боевого самолета Як-130, специализированных железнодорожных вагонов.

Конечно, не всем омским оборонным предприятиям столь крупно повезло. Но даже у тех, кто демонстрирует рост, полной уверенности в стабильности наметившегося тренда на увеличение гособоронзаказа нет. Ведь его емкость — величина переменная. К тому же, по прогнозным оценкам, объемы госзаказа постепенно сократятся и займут лишь 30% суммарных мощностей отечественного оборонно-промышленного комплекса. Так что иной возможности, кроме загрузки свободной оборонки продукцией гражданского назначения, у военных заводов не просматривается.

Первый удачный опыт выхода оборонки на живой рынок Омская область приобрела еще в 90-х годах. По программе импортозамещения омские оборонные предприятия освоили новую продукцию, сформировали самостоятельную отрасль и заняли свою нишу на рынке оборудования для топливно-энергетического комплекса. Сегодня омская инициатива выросла в межрегиональную программу «Сибирское машиностроение», в соответствии с которой многие предприятия заняты обеспечением современной техникой ряда базовых отраслей российской экономики — ТЭКа и транспорта.

Сегодня в Омске таким же образом формируется еще один кластер — инновационный центр медицинского приборостроения. По разным оценкам, емкость российского рынка медаппаратуры составляет 25–50 млрд единиц. В Омском НИИ приборостроения, например, разработали ряд аппаратов, сфера применения которых — нейрохирургия, неврология, травматология, лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Новинки медицинской техники есть также у ОАО ЦКБА и завода «Автоматика». А НПО «Диал-ЛТД» создало диагностический аппарат, который в короткий отрезок времени — не более минуты — дает развернутую картину состояния организма человека, в том числе с указанием наиболее уязвимых органов. До конца года предполагается оборудовать такими приборами все омские центры здоровья.

Инновационное направление деятельности омской промышленности показало свою перспективность, и правительство области готово выступить системным интегратором, чтобы помочь совместить интересы сторон, и содействовать в привлечении инвесторов. Губернатор Леонид Полежаев убежден, что в ОПК сосредоточен интеллектуальный ресурс, который способен обеспечить переход экономики региона и страны на высокотехнологичный уровень, надо лишь наладить трансферт технологий в гражданский сектор. Для этого власти поменяли тактику. Если в 1990-х годах областная власть старалась уберечь ОПК от развала, то сегодня задача — наладить переток потенциала оборонки в гражданскую сферу.

Оживление ОПК и проводимая на заводах коренная модернизация (например, ОМПО имени Баранова установило современное оборудование на 247 млн рублей, а ПО «Полет» в нынешнем году затратит на техническое переоснащение около 700 млн рублей) пробудили интерес в обществе. С начала года на «Полет» поступили 62 молодых специалиста. В Омский НИИ приборостроения ежегодно приходят от 30 до 60 человек. Более того, в высших и средних специальных учебных заведениях Омска в этом году впервые отмечен рост конкурса на технические факультеты.

Для урегулирования спроса и предложения на рынке труда в регионе разработана программа развития профессионального образования. Специалисты готовятся под заказы бизнеса. Чтобы закрыть дефицит рабочих вакансий, возникший на предприятиях ОПК, открыта сеть учебных центров, оборудованных высокоточными обрабатывающими комплексами последнего поколения. Специализированный класс с подобным оборудованием есть в Омском государственном техническом университете. Кроме того, на базе ОАО «Омскагрегат» при содействии областного правительства создан учебный центр «Высокие технологии машиностроения». В нынешнем учебном году приступили к занятиям в Сибирском ресурсном центре металлообработки, открывшемся на базе училища № 58. В оснащение центра инвестировано более 50 млн рублей. На ОМПО имени Баранова создается учебный центр подготовки специалистов для работы на высокотехнологичном оборудовании. На ПО «Полет» совместно с Омским государственным техническим университетом создано студенческое конструкторское бюро.

В целом до конца 2010 года в рамках программы развития региональной системы профессионального образования предполагается открыть центры для подготовки специалистов автотранспорта, строительной отрасли, сельского хозяйства и нефтехимии. «По экспертным оценкам, Омская область имеет один из самых высоких показателей уровня образованности населения в России. Важно развивать и использовать этот ресурс», — считает министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр Горбунов.

И все же диверсификация омских оборонных предприятий идет тяжело, хотя в регионе стараются всячески поддержать профильную отрасль, даже более 400 млн рублей долгов в консолидированный бюджет реструктурировали. Дело в том, что разворот ОПК лицом к рынку — задача федерального, а не регионального масштаба. По мнению Александра Горбунова, ее решение можно было бы радикально облегчить, если принять соответствующие федеральные законы, стимулирующие инновационную деятельность, ориентированную на гражданский рынок. «Предприятию, исторически заточенному под крупное производство, закрепленное в том числе и в активах, экономически сложно перейти на выпуск другой продукции. Нужны налоговые каникулы на период внедрения инновационной технологии, льготные кредиты, субсидирование процентной ставки. Тогда ситуация изменится», — говорит он.

Азиатский транзит

По данным Евроазиатского транспортного инновационного центра (ЕТИЦ), грузопоток между Европой и Азией оценивается в 250 млрд долларов и к 2015 году увеличится до 400 млрд. Причем 75% грузов идут в обход России, кружными путями. Даже грузы из Юго-Восточной Азии, предназначенные для Омска, идут морем в Санкт-Петербург, оттуда железнодорожным и автомобильным транспортом в Екатеринбург, а уж потом конечным получателям. «Объезжают весь мир, вместо того чтобы пройти напрямую — через Китай и Казахстан», — говорит министр экономики Омской области Игорь Мураев. Ежегодно такую кругосветку совершают порядка 6 млн контейнеров. Время в пути — до 35 суток. Сухопутный маршрут по территории России мог бы сократить транзит в два-три раза, а совокупные издержки — на 40–50%.

Транспортное кольцо в обход России сформировалось вовсе не в силу каких-либо предубеждений, а только потому, что отсутствует необходимая для обслуживания транснациональных коридоров инфраструктура. «На данный момент у нас нет ни одного мультимодального транспортно-логистического центра с участием нескольких видов транспорта, который соответствовал бы международным стандартам, — говорит вице-президент ЕТИЦа Татьяна Прокофьева. — Тот логистический бизнес, который есть, мал, разрознен и недостаточно развит для решения задач глобального масштаба».

Учитывая активную интеграцию России в мировую экономику, к 2015 году на ее территории потребуется не менее 10 крупных транспортно-логистических центров. В эту сеть Омская область и пытается встроиться, использовав свои преимущества, которые еще в XVIII—XIX веках сделали регион важным элементом транспортного коридора между европейской частью Российской империи и Азией. Сегодня к выгодному географическому положению добавляются мощная экономика и наличие всех видов транспорта. «Омская область является одним из мощных российских транспортных узлов и потенциально перспективной зоной для транснациональных грузопотоков», — убежден Игорь Мураев. Поэтому Омск включен в Концепцию формирования единого транспортного пространства ЕврАзЭС в качестве одного из опорных узлов. Конечно, на азиатский транзит претендует не только Омская область, но, как считают омичи, у них есть преимущества. «Новосибирск и Красноярск не имеют выхода на Китай и Среднюю Азию. У Иркутска нет привязки к Казахстану. По протяженности омский коридор признан наиболее выгодным», — говорит Игорь Мураев.

Одним из элементов будущего интермодального омского центра станет международный аэропорт Федоровка. Принят указ президента России, в соответствии с которым федеральная часть акций нынешнего ОАО «Омский аэропорт» — более 85% — передана в собственность области под обязательства региональных властей завершить замороженное ранее строительство международного аэропорта Федоровка без привлечения средств федерального бюджета. По предложенному омичами проекту аэропорт предполагается вынести за пределы города. В качестве инвестиционного ресурса послужит земельный участок действующего аэропорта Омск Центральный (650 гектаров), который после ввода в эксплуатацию нового порта будет передан под жилую застройку. Сейчас формируется заявочный список потенциальных участников, среди которых — немецкая компания HOCHTIEF AirPort GmbH, разработавшая нынешнюю концепцию проекта аэропорта Омск-Федоровка. Официально заявленная емкость строительства — 7,5 млрд рублей. Первые самолеты должны взлететь из Федоровки через четыре года, а потом, еще через два-три года, пассажиропоток вырастет втрое.

«Идея создать мультимодальный логистический центр на базе аэропорта Омск-Федоровка возникла потому, что здесь есть все необходимые для этого инфраструктурные компоненты: рядом проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автомобильная трасса. Неподалеку строится Красногорский гидроузел, который позволит повысить уровень воды в Иртыше и увеличить судоходство, — поясняет Александр Горбунов. — Такой гибридный транспортный узел дает возможность компаниям выбирать и комбинировать маршруты и оптимизировать свои транспортные затраты».

Проект мультимодального узла на базе аэропорта Омск-Федоровка — один из приоритетов Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года. К 2013 году предполагается завершить строительство логистических терминалов (200 тыс. квадратных метров, а в перспективе — миллион). По прогнозным данным, ожидается увеличение транзитного грузопотока до 20 млн тонн в год. Стоимость всего проекта оценивается в 30 млрд рублей.

В целом создание транспортно-логистического центра приведет к улучшению всех индикаторов региональной экономики, поспособствует развитию промышленности, повышению социального уровня населения. Только по объему налоговых перечислений омские власти ожидают рост на сумму от 3,5 до 6 млрд рублей.

Благотворная сила кризиса

Как показывает омский опыт, кризис несет с собой позитивные перемены в отраслях экономики, подталкивает игроков решать обострившиеся проблемы: сокращать издержки, в том числе путем модернизации технологических процессов и использования новых материалов, активно искать новые рынки сбыта. В ряде случаев кризис привел к формированию благоприятной конъюнктурной среды, скорректировал структуру спроса. С начала года, между прочим, рост объемов производства демонстрирует легпром, который в других частях страны, можно сказать, уже скончался. Основной состав региональной команды легкой промышленности представляют ООО «Лидер» (пошив одежды), ООО «Дести» (детская одежда), ООО «Эдельвейс» (трикотажные изделия), ЗАО «Сибирь» (кожгалантерея). В текущем году предприятия сохранили экономическую устойчивость, штат и даже расширили рынки сбыта. За девять месяцев 2009 года индекс физического объема в отрасли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поднялся на 12%. «Сработал эффект импортозамещения — потребители стали покупать больше отечественных товаров», — комментирует Александр Горбунов.

Областная экономика диверсифицируется как за счет формирования местных компаний, так и путем создания благоприятных условий для гостей, специализирующихся на интересующих регион рынках. «В кризисный год в область вошли крупные игроки транснационального ритейла — IKEA, OBI. Кроме решения вопросов занятости мегапроекты стимулируют развитие собственного производства, — говорит министр экономики Омской области Игорь Мураев. — Например, ритейлер компания “Ашан” заключила с местными товаропроизводителями 31 договор на поставку их продукции».

Свидетельством того, что кризис начал ослаблять свою хватку, стало возобновление реализации крупных инфраструктурных объектов в регионе. Продолжилось строительство в Омской области двух заводов по выпуску стеклотары. Проект ЗАО «Клинстеклотара» стоимостью 53 млн евро осуществляется в рамках трехстороннего меморандума, подписанного омским губернатором, президентом Чехии и представителями группы компаний КСЕ. А ООО «Омск Стеклотара» (входит в ассоциацию «РусьСтекло») строит завод стоимостью 110 млн евро — планируется завершить работы в декабре, а в марте выпустить первую партию товарного стекла. Оба стеклопроекта считаются самыми капиталоемкими за Уралом. По предварительным расчетам, проектная мощность каждого составит около 600–700 млн условных единиц в год. Резерв устойчивости и развития находится внутри региона, считает первый заместитель председателя правительства Омской области Евгений Вдовин. Запуск промышленных проектов приведет к оживлению в других отраслях экономики, появятся новые рабочие места, а получившие достойную работу люди пойдут в магазины. Этот мультипликатор увеличит денежную массу и оборачиваемость финансов, и экономика региона восстановит прежние темпы роста. В министерстве экономики Омской области ожидают, что с учетом поправки на последствия кризиса в 2010 году все же удастся увеличить прибыль, полученную организациями и предприятиями региона, общая сумма которой превысит 26 млрд рублей, а к 2012 году дойдет до 32,8 млрд.

Омск