По законам военного времени

26 октября 2009, 00:00

Быстрый рост цен на нефть вновь поставил вопрос о необходимости ужесточить регулирование на сырьевых рынках, чтобы снизить влияние финансовых спекулянтов. Напомним, когда чуть больше года назад сырьевые цены ставили рекорд за рекордом, эта тема была одной из самых горячих. Но грянул кризис — и подзабылось.

Сегодня, благодаря многомиллиардным госвливаниям в финансовый сектор, эта проблема вновь актуальна, причем для рынка нефти — самого емкого и ликвидного из сырьевых рынков — вопрос стоит наиболее остро. Не случайно генеральный секретарь ОПЕК Абдалла эль-Бадри призвал США разработать дополнительные меры регулирования энергорынка. По его мнению, сегодняшний подъем цен вызван не фундаментальными причинами, не реальным спросом и предложением, а притоком финансового капитала, который лихорадочно ищет возможности для инвестирования.

Колоссальным финансовым обязательствам, накопленным в мировой экономике за тридцать лет дерегуляции, требуется реальное, физическое обеспечение. Один только совокупный долг США (правительства, корпораций и частных лиц) оценивается более чем в пятьдесят триллионов долларов — сумма, сопоставимая с мировым ВВП. Понятно, что такой долг не может быть выплачен. Но ведь этот долг является основной доходов банков — не только американских, но и европейских, и арабских, и азиатских. Этот долг составляет основу будущих пенсионных выплат по всему миру.

Широкое использование производных инструментов, по сути, позволяет сегодня игрокам переводить полувиртуальные финансовые прибыли в реальные активы — сырье, без которого не может функционировать мировая экономика. Субстандартная ипотека оказалась плохим обеспечением — финансисты ищут нового. Собственно, сам финансовый кризис и случился потому, что стало понятно: накопленная масса производных активов должна сгореть, поскольку ничем не обеспечена.

Сегодня массированные пакеты стимулирования ведущих государств мира несколько оживили экономику, оживили банки. И тут же, немедленно, по всему миру начали надуваться мини-пузыри. Что такого изменилось в американской экономике, что за полгода фондовый рынок США вырос почти вдвое? Еще в марте индекс Dow Jones составлял 6500 пунктов, а сегодня уже 10000. Конечно, изменились ожидания, стало понятно, что продолжения обвального падения ждать пока не стоит. Но какой ценой были куплены эти новые, более позитивные ожидания? Ценой практически нулевых процентных ставок по доллару и беспрецедентного «количественного расширения», как скромно теперь именуют в западных СМИ эмиссию.

Не удивительно, что все сегодня только и делают, что гадают, когда же начнет разгоняться инфляция. Например, банк Morgan Stanley на днях выпустил доклад, в котором констатируется, что мир стоит на пороге мощной инфляции. Только таким образом ведущие западные государства смогут решить проблему огромных накопленных долгов — инфляция их просто постепенно обесценит. Инфляционное сгорание долга политически и социально менее болезненно, чем дефолты. Тяжесть положения госфинансов аналитики Morgan Stаnley сравнивают с военным временем — настолько плохи дела.

Что в связи с этим важно для нас, для России? Пожалуй, прежде всего стоит понять, что бессмысленно экономить и копить на черный день, когда весь мир готовится к инфляционному всплеску. Это просто будет означать, что обесценение долга произойдет за наш счет. Это то же самое, что экономить, отказывая себе во многом, отдавая на сохранение сбереженные деньги гуляке-соседу. И, с другой стороны, бессмысленно удерживать стоимость своих долгов, когда все остальные свои долги стремятся обесценить.

Конечно же, бросаться во все тяжкие тоже не стоит. Требуется найти здоровый баланс между экспансионистской экономической политикой и сохранением определенной макроэкономической стабильности. Задача крайне сложная, требующая умения расчетливо рисковать. Отсидеться на месте не удастся. Чтобы выйти из глобального кризиса окрепшими, надо идти вперед.