Разговор не состоялся

26 октября 2009, 00:00

На встрече с представителями крупного бизнеса президент Дмитрий Медведев потребовал от предпринимателей вкладывать свободные деньги не в покупки зарубежных активов, а в модернизацию отечественной экономики. В ответ промышленники дружно начали лоббировать интересы своих компаний.

Медведев встретился с членами РСПП в рамках подготовки послания Федеральному собранию. «Я хотел бы прежде всего как раз от вас услышать, что вы думаете о модернизации нашей экономики, — заявил глава государства. — Потому что всем понятно, что если мы сами себя не изменим, то новый кризис многие компании, здесь присутствующие, просто похоронит». Отметив, что экономика начинает восстанавливаться после кризиса, Дмитрий Медведев, однако, подчеркнул, что в сфере инноваций «движение у нас ничтожное», и предложил подумать, какие требуются дополнительные импульсы для исправления этой ситуации. «Тем более что государство как собственник природных ресурсов вправе рассчитывать на внедрение и применение самых современных технологий в производстве, отвечающих передовым стандартам эффективности производства, экологической безопасности, производительности труда», — заявил президент.

Настал черед предпринимателей объяснять, что же должно еще сделать государство, чтобы они начали вкладывать деньги в модернизацию отечественной экономики. Тут-то и оказалось, что крупный бизнес довольно специфически понимает свою роль в модернизации страны.

Так, глава РСПП Александр Шохин попросил отодвинуть повышение ставок страхового социального взноса с 2011‑го на 2012 год, предоставить налоговые льготы компаниям, закупающим энергоэффективное оборудование, и обуздать законодательную активность Федеральной антимонопольной службы. Недовольство промышленников вызвала, в частности, законодательная инициатива ФАС о привлечении к уголовной ответственности менеджмента компаний, нарушающих антимонопольное законодательство.

Глава «Альфа-Групп» Михаил Фридман, во-первых, попросил защитить торговые сети от аграрного лобби (в ответ Дмитрий Медведев напомнил, что некоторые торговые сети — «о присутствующих не говорят» — берут с аграрных предприятий по 300 тыс. рублей «за вход»). Во-вторых, пожаловался, что в стране не хватает частот для развития современной мобильной телефонии из-за того, что силовые структуры применяют устаревшее оборудование, для которого требуются очень широкие спектры частот. Михаил Фридман заявил, что частные телекоммуникационные компании даже готовы профинансировать переход силовых ведомств на современную аппаратуру и тем самым внести свой вклад во внедрение высоких технологий в России (по счастливому совпадению в тот же день Альфа-банк получил субординированный кредит от ВЭБа на 29,3 млрд рублей).

А президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов попросту заявил, что нефтедобыча сегодня — это одна из самых высокотехнологичных отраслей: «Сырьевой — не значит отсталый». По логике г-на Алекперова получилось, что чем больше в России будет добываться нефти, тем выше окажется доля высоких технологий в народном хозяйстве. Соответственно, основным препятствием на пути модернизации экономики глава «ЛУКойла» счел запрет для частных нефтяных компаний вести добычу на стратегических месторождениях и попросил разрешить ему добывать нефть на Каспии вместе с «Роснефтью».

Таким образом, в итоге встречи стало понятно: отечественные магнаты уверены, что все, что хорошо для них, хорошо и для модернизации. Впрочем, ясно и другое: следование рецептам РСПП приведет лишь к увеличению нынешних перекосов в структуре российской экономики. А это, кажется, совсем не то, чего хочет президент.