Триумф чудаков

Культура
Москва, 02.11.2009
«Эксперт» №42 (679)
На Лондонском международном кинофестивале искусство действительно принадлежит народу. «Эксперт» не только произвел там ревизию киноновинок, но и позволил себе помечтать о тех временах, когда кинофестивали вроде лондонского появятся в России

Даже тот, кто кино не смотрит вовсе, слышал о Каннском или Венецианском фестивале и подозревает, что в Германии ежегодно проводится Берлинале, а в России — ММКФ. Однако и самым искушенным зрителям мало что известно о фестивале лондонском. Зато о нем знает каждый англичанин: главный киносмотр Великобритании проводится ежегодно на протяжении последних (шутка ли!) 53 лет при участии и поддержке авторитетнейшего ежедневника страны The Times. Каждый год на него приезжают самые знаменитые голливудские артисты; каждый раз Британский киноинститут представляет реставрированные копии старинных шедевров; всегда залы битком — например, раскупаемость билетов в 2009 году превысила 97%. Спрашивается, почему же об этом событии не кричат все мировые СМИ, почему так вяло реагируют телевизор и интернет?

Ответ становится очевиден, лишь когда попадаешь в круговорот народа на Лондонском международном — и осознаешь, что бывают на свете киносмотры, способные обойтись без рекламы. И не ради рекламы затеянные. Более того: стоит запустить рекламную кампанию, и кинотеатры не выдержат, лопнут по швам.

Да-да, как ни трудно поверить, этот фестиваль проводится не ради положительных рецензий авторитетных кинокритиков (большая их часть уже видела все то же самое в Каннах и Венеции), не ради великосветских тусовок, не ради процветающей индустрии, которая предпочитает заниматься торговлей где-нибудь в Торонто. А ради зрителей. Которые платят благодарностью, встречая на ура не только звезд, но и режиссеров из Португалии, Сенегала или Перу. Платят не в фигуральном смысле — платят за билеты, выстраиваясь в организованные хвосты «на лишнего» перед каждой премьерой. Организаторы лондонского смотра смешивают в разумной пропорции арт-хаусные сливки, позаимствованные у экзотических и радикальных фестивалей, с добротными коммерческими хитами — осуществляя то, что не по силам в последние годы практически никому: формируя единое поле просмотра, где «высокое» не отделено от «низкого», а «жанровое» — от «авторского». Разумеется, картины неоднородны по качеству, а их отбор — заслуга не скромного лондонского оргкомитета: селекция, по сути, проводится более серьезными фестивалями. Но аудитории на это плевать. Она благодарна за предоставленную возможность встретить на Лестер-сквер Джорджа Клуни — а потом зайти в зал и увидеть там, скажем, бескомпромиссную «Белую ленту» Михаэля Ханеке. Или новый японский мультфильм. Или французскую мелодраму.

Англичане — чудаки, островитяне, любители парадоксов: они не против самых нелепых, самых причудливых сочетаний. Им этот кинематографический винегрет неизменно по вкусу. Они — идеальные зрители: недаром так часто в списке мировых прокатных сборов сразу следом за США идет именно Великобритания (притом что число экранов в двух странах несопоставимо). Отсюда и незаурядное число звезд в Лондоне: большие студии твердо знают, что ездить надо к самым верным зрителям. В этом году в британской столице по ковровой дорожке прошли, в частности, Виго Мортенсен, Мэрил Стрип,

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (679) 2 ноября 2009
    Пенсионная реформа
    Содержание:
    Отодвинем старость подальше

    Пенсионный возраст в России слишком низок. Такую нагрузку на финансовую систему не позволяет себе ни одна развитая страна мира. Нарастающий дефицит Пенсионного фонда и демографические тенденции объективно приведут к увеличению пенсионного возраста

    Международный бизнес
    Реклама