Фриц вам, а не Opel

9 ноября 2009, 00:00

Концерн General Motors сорвал сделку по продаже автопроизводителя Opel консорциуму канадской Magna c российскими ГАЗом и Сбербанком. Германское правительство шокировано. «Финансовое состояние GM существенно улучшилось в последнее время, — заявил по этому поводу президент GM Фриц Хендерсон. — В свете значимости компании Opel/Vauxhall для глобальной стратегии GM руководство GM решило оставить Opel в собственности и подготовит серьезный план реструктуризации европейского бизнеса».

Отказ General Motors от продажи российско-канадскому консорциуму своей стопроцентной «дочки» ставит крест на длившихся с мая этого года переговорах, проходивших при активном участии высшего руководства Германии, в том числе федерального канцлера Ангелы Меркель. Еще в сентябре немцы были уверены, что им удалось организовать сделку и добиться передачи Opel в руки новых инвесторов.

11 сентября Ангела Меркель с гордостью представляла план продажи предприятия: 35% компании, уже даже получившей новое название New Opel, должно было достаться российскому ГАЗу. Еще 35% предполагалось оставить GM. Третий в мире по объему продаж производитель запчастей Magna получил бы 20%, и оставшиеся 10% следовало распределить между сотрудниками Opel. Стоимость сделки оценивалась в 7 млрд евро, причем 5 млрд финансировало в виде льготного кредита консорциуму инвесторов правительство Германии. Около 700 млн евро консорциум планировал инвестировать из собственного капитала. Еще 1,5 млрд евро должен был составить взнос сотрудников Opel — сотрудники соглашались на сокращение своих зарплат в течение ближайших десяти лет, что обеспечивало именно эту сумму. В обмен на поддержку со стороны правительства ФРГ консорциум обещал отказаться от увольнений рабочих на территории Германии, где на четырех заводах Opel работает более 20 тыс. человек.

Достижение договоренностей подтвердил тогда и глава GM Фриц Хендерсон. «После напряженной работы, которая проводилась в последние недели и заключалась в прояснении всех открытых вопросов, касавшихся предложенного немецкой стороной пакета финансирования, GM и его управляющей совет приняли решение высказаться в пользу инвестора Magna/Сбербанк», — заявил 10 сентября на пресс-конференции Хендерсон. Через пять дней, на открытии Международного автосалона во Франкфурте, глава российского Сбербанка Герман Греф уже выступал в роли нового совладельца Opel. Руководство компании даже специально попросило его остаться на лишний день салона, чтобы принять участие в презентации новых моделей Opel.

Но потом все изменилось, долгие переговоры и достигнутые договоренности пошли прахом: General Motors больше не нужны деньги российско-канадского консорциума. В июле GM передал 60,8% своих акций американскому правительству, получив за это 57 млрд долларов помощи. Фактически концерн превратился в государственное предприятие, не нуждающееся в продаже своих подразделений, более того, он даже готов инвестировать в свое европейское подразделение. По словам Хендерсона, GM самостоятельно возьмется за реструктуризацию Opel, вложив в него 3 млрд евро. Правда, это в два раза меньше инвестиций, обещанных ГАЗом, Сбербанком и Magna.

Решение GM вызвало в Германии волну возмущения. Немецкое правительство уже собралось на заседание, посвященное решению GM. Это первая рабочая тема, обсуждаемая новым немецким правительством после своего формирования. Производственный совет Opel призвал работников начать предупредительную забастовку в знак протеста против решения американского руководства. С резкой критикой решения GM выступили и главы федеральных земель Германии, на чьей территории находятся заводы Opel. Так, недавно утвержденный премьер Тюрингии (завод Opel в Эйзенахе) Кристина Либеркнехт назвала решение управляющего совета GM «сильным ударом» и «разочарованием» для рабочих Opel.