Национальный абстракционизм

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
9 ноября 2009, 00:00

Прежде чем национализм стал восприниматься как болезнь современного общества, чему, конечно, способствовала Вторая мировая война, он был одной из основ формирования современных наций. Собственно, таковым он остается и в наше время, проблема в мере. В своем историческом развитии национализм проходил несколько стадий, причем, несмотря на схожесть процессов становления наций, каждая развивалась по-своему, и их национализм приобретал разные тона. Религиозный английский, революционный французский, философский немецкий, либеральный американский. Изучению этих процессов и посвящена книга.

В основе любого национализма лежала идея нации, единого сообщества, которая противопоставлялась сословному характеру феодального общества. Для начала потребовалось переосмыслить понятие высшего сословия — аристократии: от статуса, основанного на происхождении, к статусу, основанному на заслугах, сначала перед монархом, потом перед нацией. Но таким образом аристократия становилась частью нации и растворялась в ней. Суверенитет нации (то есть ее особость) вначале олицетворял монарх, но именно тогда, когда эта идея достигла наивысшего воплощения и монарх стал восприниматься абстрактным символом нации, он стал не нужен. Выяснилось, что его может заменить абстракция самой нации. Собственно, из этого выросла идея революции. Заменить одну абстракцию другой оказалось невозможно без насилия, потому что монарх был не только абстракцией.

Русский национализм для Лии Гринфельд — это обожествление народа. Но, по признанию переводчиков, русская тема далась автору хуже всего. Может, потому, что, как замечают переводчики, судила об этом Гринфельд по вторичным источникам.