Время перемен

Финансовый кризис и эффект катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС дают уникальную возможность именно сейчас провести в жизнь важнейшие решения по развитию страховой отрасли

Страховые премии без учета платежей по ОМС в первом полугодии 2009 года упали по сравнению с первым полугодием 2008 года более чем на 8%, выплаты за тот же период выросли на 23,5%. За текущий год уже у 70 компаний были отозваны лицензии. Наиболее тревожное проявление кризиса выразилось в том, что относительно небольшое падение премий привело к росту уровня выплат на 12,8 п. п. и уходу с рынка почти 10% страховщиков. При этом своего дна российский страховой рынок еще не достиг.

«Пока не пройдет полный годовой цикл кризиса — что произойдет в октябре-ноябре, — кризис не пойдет на убыль, поскольку только после того, как этот год кризиса будет полностью пройден всеми страховыми компаниями, станут видны и понятны его реальные последствия. Я считаю, что 2010 год будет гораздо сложнее 2009-го, и рынок должен быть к этому готов», — предупреждает Ханнес Чопра, генеральный директор РОСНО.

Ближайшие перспективы страхового рынка зависят от того, будет ли вторая волна кризиса. По прогнозам «Эксперт РА», при благоприятном сценарии развития событий объем страхового рынка в 2009 году составит 526 млрд рублей, в 2010-м — 552 млрд, то есть рынок вернется на уровень 2008 года (без учета инфляции). При негативном сценарии объем страхового рынка в 2009 году составит 500 млрд рублей, в 2010-м — 453 млрд рублей, то есть на 100 млрд ниже уровня 2008 года.

По мнению Александра Григорьева, генерального директора ОСАО «Ингосстрах», начало выхода из кризиса можно ожидать в 2011 году. «Только в 2012 году, возможно, будет рост страхования. Розничные виды страхования, корпоративные виды, ДМС, автокаско, ипотечное страхование — каждый сегмент страхового рынка начнет постепенно наращивать свой объем», — прогнозирует г-н Григорьев.

Трудные уроки

Мировой финансовый кризис стал катализатором нарастания проблем в российском страховании. Стоило только начаться падению объемов страховой премии, как обнаружились все ранее скрытые беды отечественного страхования: низкий уровень надежности и профессионализма большинства российских страховых компаний, отсутствие у них реальных резервов и собственных средств. Выяснилось, что очень многие российские страховщики не могут работать на падающем рынке, когда надо ориентироваться не на темпы прироста взносов и рыночную долю, а на убыточность и рентабельность. Многие участники рынка обнаружили, что заявленные убытки стали превышать сформированные страховые резервы, притом что их резервы и собственные средства практически не обеспечены реальными активами. Такие компании, столкнувшись с непреодолимыми трудностями, покинут рынок уже в 2010 году. По прогнозам «Эксперт РА», при благоприятном сценарии развития событий к концу 2010 года на рынке останется 500 страховых компаний, при неблагоприятном — 300 страховщиков.

«Кризис ускорил процессы консолидации на рынке. В дальнейшем эта тенденция продолжится также за счет ухода с рынка мелких компаний. Этот процесс будет связан как со сделками по слиянию и поглощению, в том числе и в топ-20, так и с неосмотрительной политикой некоторых игроков на фоне роста убыточности в отдельных сегментах. В результате к 2012 году на рынке останется 200–300 компаний, а львиная доля сборов будет приходиться на первую десятку», — прогнозирует Сирма Готовац, исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование».

В 2009 году произошло знаковое событие, наглядно показавшее малозначимость страховой отрасли для отечественной экономической системы: авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Катастрофа в полной мере отразила крайне высокий уровень недострахования рисков в российской экономике. В результате финансовые последствия аварии возьмут на себя не страховые компании (из-за небольшого лимита ответственности), а потребители электроэнергии через повышение тарифов.

На перепутье

Государство и страховое сообщество обязаны сделать выводы, направить свои усилия на модернизацию российского страхового рынка, иначе шанс на его цивилизованное развитие будет упущен. Есть два пути. Первый, по которому, к сожалению, мы сейчас следуем, — путь незначительных декоративных преобразований, не способных решить проблемы отрасли. Среди них введение актуарного аудита без изменения принципов расчета резервов и пропаганда так называемой свободной конкуренции в ущерб качеству страхового покрытия (препятствия ФАС к применению требований к надежности страховых компаний в тендерах и при введении новых социально значимых обязательных видов страхования).

Второй путь предполагает полную модернизацию российского страхования, направленную на снижение уровня недострахования в экономике и повышение надежности российских страховых компаний, то есть преодоление двух наиболее значимых ограничений российского страхового рынка. Меры реализации второго варианта развития российского страхового рынка представлены в стратегии, разработанной «Эксперт РА» и Ассоциацией региональных банков «Россия».

Чтобы избежать повторения ситуации с СШГЭС, когда финансовая ответственность за аварию была переложена на плечи потребителей, необходимо стимулировать рост уровня страхования рисков в экономике. Государству нужно пересмотреть свое отношение к страховой отрасли. Необходимо более широко использовать инструмент страхования как для защиты финансовых интересов самого государства, так и в создании стимулов для внедрения систем безопасности на частных предприятиях и субсидировании различных сфер экономики. На перспективу пять-семь лет целесообразно передать роль основных драйверов развития страхового рынка вмененным и обязательным видам страхования. Но в долгосрочной перспективе к 2020 году основой российского страхового рынка должно стать добровольное страхование путем поэтапного перевода обязательных видов страхования на рыночные принципы.

Одновременно с ростом уровня проникновения страхования в экономику необходимо значительно повысить степень надежности российских страховых компаний. В числе первоочередных мер представители крупнейших российских страховщиков называют введение института независимого актуария, регламентацию процедур банкротства страховой компании и передачи страхового портфеля, повышение персональной ответственности руководителей страховых компаний за нарушение страхового законодательства.

«Один из главных выводов, который должен быть сделан, — это принятие закона о банкротстве страховых компаний и об ответственности их руководителей. В банковской сфере подобные законы существуют уже давно. Например, человек, который обанкротил банк, вывел из него активы, не может стать председателем другого банка. А у нас топ-менеджмент страховых брокеров и страховых компаний, которые ушли с рынка, не расплатившись, спокойно переходит в новые страховые компании, и ФССН при этом ничего сделать не может», — негодует Александр Григорьев.

Кроме того, в стратегии «Эксперт РА» и Ассоциации региональных банков «Россия» отмечается необходимость изменения правил расчета страховых резервов (в соответствии со стандартами МСФО), введения проверок качества активов на неотчетные даты и построения системы раннего реагирования на ухудшение финансового состояния страховых компаний.

Есть и другие мнения. Против чрезмерного надзора за страховыми компаниями выступает Сергей Цикалюк, председатель совета директоров Страхового дома ВСК: «Сегодня происходит копирование технологий страхового опыта западных стран. Однако мы должны не просто стремиться к тому, чтобы у нас страхование играло такую же роль, как на западных рынках, но и перед тем, как копировать технологии, реалистично оценить разницу в активах отечественных страховщиков и их западных коллег. Подчеркну: инициативы, направленные на дальнейшее ужесточение правил работы на рынке, обернутся сейчас для страховщиков дополнительными затратами времени и сил на подготовку еще большего числа различного рода отчетов, дополнительных издержек на ведение дела», — считает г-н Цикалюк.

Принятые в ближайшее время решения определят будущее российского страхового рынка на многие годы вперед. Именно сейчас определяется, каким будет отечественное страхование, смогут ли страховые компании благополучно пережить следующий финансовый кризис, не ставя под удар финансовую безопасность своих клиентов, и начнет ли страхование играть адекватную роль в экономике страны. Текущая ситуация дает уникальную возможность для проведения в жизнь позитивных изменений: кризис показал несостоятельность существующей системы, а авария на Саяно-Шушенской ГЭС наглядно продемонстрировала власти последствия дальнейшего игнорирования проблем страховой отрасли.