Аналитический подход

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
23 ноября 2009, 00:00

На фоне падения спроса на большинство комплексных информационных решений в мире растет популярность решений класса бизнес-аналитики. Свежие хиты продаж — приложения для борьбы с мошенничеством в финансовой сфере и системы анализа социальных сетей в интернете

Информационные решения бизнес-аналитики (Business Analytics, ВА) можно назвать элитарной, высшей прослойкой автоматизированных информационных систем управления предприятием. Приложения BA классифицируют как вид систем Business Intelligence (BI), в разработках которых на сегодняшний день наиболее сильны пять международных компаний: SAP, SAS, IBM, Oracle, Microsoft (см. график). Приложения ВА не просто систематизируют или классифицируют информацию о той или иной сфере деятельности компании, но и анализируют ее, моделируют варианты развития предприятия, помогают оптимизировать его расходы, рассчитать риски и так далее.

В то время как в связи с кризисом спрос на многие виды комплексных информационных решений (например, ERP) снижается, интерес к системам BA, наоборот, растет. Об этом было заявлено на международной конференции по решениям бизнес-аналитики в Лас-Вегасе (The 2009 Premier Business Leadership Series Conference), организованной одним из крупнейших мировых производителей систем ВА — компанией SAS.

На конференции был представлен свежий доклад аналитической компании IDC, согласно которому ежегодный мировой объем рынка программных продуктов класса ВА в настоящее время оценивается где-то в 25 млрд долларов. Если до кризиса продажи этого вида продуктов, по оценкам, повышались примерно на 30% в год, то сейчас рост хоть и замедлился, однако остается на довольно заметном уровне — 15% в год.

«Из-за кризиса спрос, например, на ERP-системы падает, — рассказал в интервью “Эксперту” Джим Гуднайт, президент компании SAS. — Связано это с тем, что предприятия в кризис не готовы осуществлять долгосрочные инвестиции. А системы бизнес-аналитики могут принести существенную отдачу сразу после внедрения. Они позволяют быстро и эффективно оптимизировать ключевые бизнес-процессы, что особенно важно в кризисный период».

В настоящее время производители предлагают решения бизнес-аналитики для самых разных сфер деятельности компании. Некоторые из них в кризис пользуются повышенным спросом. Например, наблюдается всплеск внимания к решениям, направленным на борьбу с мошенничеством в финансовой сфере.

«Именно в период кризиса число различного рода мошенничеств в области банковской и финансовой деятельности серьезно возрастает, — говорит Крис Швекер, бывший начальник информационной безопасности Bank of America, а сейчас независимый специалист в области финансовой информационной безопасности. — Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, понятно, что становится больше безработных, людям сокращают зарплату — словом, потребность в дополнительных средствах у людей увеличивается. Во-вторых, появляется больше обиженных, которые полагают, что их несправедливо уволили или сократили зарплату. Наконец, третий важный момент — люди считают не столь зазорным украсть деньги у банка или крупной финансовой организации, так как думают, что в какой-то мере именно крупные финансовые институты виноваты в кризисе и украсть у крупной компании не так аморально, как отнять деньги у конкретного человека».

Власти разных стран обычно бывают не готовы к всплеску финансового мошенничества и не уделяют должного внимания этим правонарушениям. «Сейчас, в кризис, силовые структуры, например, США больше озабочены борьбой с терроризмом и другими более серьезными преступлениями, — продолжает Швекер. — Финансовые мошенничества для них — мелкие происшествия, с которыми власти предпочитают не связываться. Кроме того, киберпреступники обычно связаны в транснациональные сети, и мошенник, находясь в одной стране, совершает преступление в другой. Это представляет дополнительную трудность для властей с точки зрения организации следственного процесса. Таким образом, скажем, в США если сумма ущерба от мошенничества не достигает 500 тысяч долларов, то сегодня властные органы активно этим заниматься не будут. И компании, по сути, остаются один на один с этой проблемой. Поэтому многие из них предпочитают внедрять информационные системы защиты. Информационные системы бизнес-аналитики в этой сфере могут быть действительно эффективными — программное решение может анализировать все транзакции и по различным признакам определять подозрительные операции, блокировать их и быстро помогать обнаруживать злоумышленников».  Другой интересный новый тип продуктов, пользующийся сейчас особым спросом, — анализ социальных сетей (Social Network Analysis) для решения различных маркетинговых задач. Участники конференции в Лас-Вегасе отметили, что развитие социальных сетей в интернете — это реальность, и игнорировать данное явление значит лишить компанию действенного инструмента продвижения своей продукции. Новые решения класса ВА позволяют в автоматическом режиме анализировать все многочисленные социальные сети в интернете и рекомендовать менеджменту компании продвигать, например, через лидеров этих сетей те или иные продукты и услуги.

В России современные ВА-решения также пользуются возрастающим спросом. Недавно о внедрении решений данного класса объявили такие компании, как РЖД, МТС, Альфа-банк. «Российский рынок быстро реагирует на мировые тенденции, — говорит Майкл Хагстром, вице-президент компании SAS по Восточной Европе и Азии. — На российском рынке компании охотно внедряют системы бизнес-аналитики, прежде всего чтобы минимизировать риски из-за нестабильной среды. Новейшие информационные системы способны анализировать влияние на бизнес возможных скачков курса национальной валюты или изменения цен на сырье и дать прогноз оптимального решения в той или иной ситуации. Также мы считаем, что в России скоро будут более широко востребованы те же решения против мошенничества, так как эта проблема актуальна и для российского рынка».

Лас-Вегас—Москва