Сетевая власть

Сергей Ермак
23 ноября 2009, 00:00

Развитие электронного правительства может стать драйвером роста для инновационной экономики. Но чтобы подобный сервис заработал, необходимо сломать привычную систему делопроизводства и пустить в нее бизнес

Идея электронного правительства не нова даже для России: она начала разрабатываться еще десять лет назад. Финансирование шло в рамках программы «Электронная Россия». Однако это ни к чему не привело: сегодня электронных госуслуг мало, они не всегда интегрированы и качественны.

Как должно выглядеть электронное правительство и какие барьеры стоят на пути реализации этого проекта, рассказывает Дмитрий Мраморов, генеральный директор «СКБ Контур» (Екатеринбург), одной из самых быстрорастущих компаний cреднего бизнеса Урала, разработчика ряда успешно внедренных электронных госуслуг, например сдачи налоговой отчетности.

Недостижимый идеал

— Дмитрий, может, России не нужно электронное правительство?

— Нужно. За счет экономии, прозрачности процедур, увеличения эффективности действующих институтов оно станет важным элементом отношений между властными структурами и насилением, а также даст огромный толчок для развития ИТ-отрасли. Граждане и предприятия смогут просто и быстро проводить документооборот с государством, а инновационные компании — разрабатывать программное обеспечение серьезного уровня.

— Нарисуйте идеальную картинку электронного правительства.

— Она очень проста. Приведу в пример Великобританию, где есть единый сервер, на котором хранятся все необходимые формы (от штрафов ГИБДД до заявлений на установку забора или перепланировку квартиры). Человек заполняет нужный документ и отправляет его через один большой шлюз не в Регпалату, Ростехнадзор или Росстат, а в правительство. Там бумаги распределяются по ведомствам, причем гражданин может отслеживать весь путь прохождения документа через инстанции и оперативно устранять замечания. Я не говорю, что идею электронного правительства в России надо реализовывать именно так, но для меня это идеальная картинка. 

— Что тормозит внедрение?

— Есть несколько серьезнейших проблем. Первая — уверенность властей в том, что они могут все делать сами: писать техзадания, нанимать подрядчиков, консультантов для техподдержки. Главное, думали наши чиновники, — правильно потратить деньги на выбор нужного подрядчика. В рамках «Электронной России» было разыграно около 60 лотов. Победители добросовестно выполнили все, что от них требовали в техзадании. Только в итоге мы получили набор разрозненных услуг. Вторая проблема — опора на госзаказ. Любая качественная услуга должна возникать только там, где в ней есть потребность. Надо идти не от госзаказа, а от спроса. В первую очередь нам нужно автоматизировать регистрацию документов на получение загранпаспорта или постановку машин на учет в ГИБДД. Сервисы не должны быть бесплатными (как это задумывалось в «Электронной России»): люди и сейчас платят (ту же госпошлину за загранпаспорт), и готовы платить еще больше за срочность и качество.

Переворот сознания

— Власти должны допустить в этот сектор бизнес?

— Безусловно. Надо разрешить бизнесу самому писать техзадания, разрабатывать услугу, самому ее продавать. Например, пусть муниципалитет скажет, где и в каком формате у него лежит информация по ЖКХ. Предприниматель придет и придумает, что с этим делать. Я разработаю смс-сервис — по пять рублей за сообщение о плановых ремонтах труб, другая компания — мобильный сервис по оплате услуг ЖКХ. Время создания качественных услуг резко сократится.

— Главная задача государства — не вмешиваться?

— Не совсем так. Мы можем сделать максимально удобное приложение для пользователя, но без усилий со стороны властей оно будет бесполезным. Так, если у нас база ГИБДД находится в ужасном состоянии, то мы не сможем предоставлять качественную услугу регистрации автомобиля. Кроме того, сервис будет требовать дорогой поддержки, потому что в 10–20% случаев (а это уже губительно для массовой услуги) автоматически бизнес-процесс не пойдет, придется работать в ручном режиме. ИТ-компании сами могут это исправить, но для этого их надо допустить к информационным ресурсам ведомств.

Еще одна проблема — правовая база. В России до сих пор остается множество законов, нормативных актов, в которых сказано, что те или иные документы должны предоставляться только на бумаге. Даже если разрешен электронный вид, то не определены форматы документов, стандарты их использования и передачи.

Наконец, мешает политика государства в области информбезопасности. Законодательство в этой сфере перенесено в коммерческий сектор из сектора гостайны, где требуется абсолютная защита. Но бизнесу нужна не абсолютная, а адекватная защита: если информация стоит 10 рублей, зачем тратить на ее охрану 11? Законодательство в сфере информбезопасности многое предписывает (что надо делать, какое оборудование покупать, как сертифицировать), но мало говорит, какого результата необходимо достичь. Это серьезно обременяет развитие любых электронных сервисов. Минимальный комплект средств защиты для работы с любыми электронными гос­услугами не может стоить дешевле 3–4 тыс. рублей, что приемлемо для юрлиц, но ставит крест на попытках развивать услуги для физлиц.

— Решим эти проблемы и получим электронное правительство?

— Не все так просто. E-government бросает вызов всему привычному делопроизводству: нужно решать глобальные проблемы с введением электронного документооборота, архивов, с электронным нотариатом. А для этого требуется развернуть сознание властей на 180 градусов. Я вижу такой рецепт: государство обеспечивает инфраструктуру, юридическую значимость, приводит в порядок информресурсы, разрабатывает стандарты, форматы, спецификации, делает их доступными для всех желающих, а также либерализует требования к информационной безопасности.

Бизнес получает свободу действий при разработке услуг, за которые пользователь готов платить. И все это делается в едином контексте: хотя бы на два-три года вперед существует понимание, как мы будем эту информацию хранить, обрабатывать и использовать.