В третьем измерении

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
23 ноября 2009, 00:00

На рынке телевизионной техники новость: ведущие мировые производители начинают продавать домашние телевизоры c функцией трехмерного изображения. Однако пока, чтобы увидеть, например, надвигающуюся пасть динозавра во всей красе, нужно надеть специальные очки

Вот-вот готовая вас укусить акула, порхающие у самого носа бабочки или пролетающие мимо осколки космического корабля — все эти эффекты стереоизображения становятся доступными на домашнем телевизоре. На выставке бытовой электроники CEATEC, прошедшей недавно в Токио, ведущие мировые производители представили серийные модели домашних телевизоров с функцией стереоизображения (3D Ready), которые поступят в продажу с начала следующего года.

Победа по очкам

Придать видеоизображению объем специалисты пытаются давно. Еще в 1844 году английский инженер Дэвид Брюстер представил устройство, которое могло делать объемные фотографии. А уже в 1915-м было снят первый трехмерный фильм («Сила любви»). Делали трехмерное кино и в СССР. Первый полнометражный стереофильм «Робинзон Крузо» был снят в Советском Союзе в 1947 году, а позже появилась целая сеть стереокинотеатров. Наконец, в начале 1980-х в Московском научно-исследовательском телевизионном институте (МНИТИ) были созданы опытные образцы домашних стереовизоров.

Суть технологий объемного изображения заключается в том, что картинки, которые подаются на сетчатку правого и левого глаза, должны немного отличаться друг от друга. Для этого существует несколько ключевых технологических приемов. Самый простой вариант — старые добрые очки с разными цветовыми фильтрами, использующиеся с начала ХХ века. Однако у них есть существенный недостаток: изображение получается почти монохромным, то есть стираются краски.

Более продвинутая модель — «пассивные» очки с поляризационными фильтрами. При их использовании в телевизор интегрируется особый поляризационный слой, и изображение с четных строк телеэкрана попадает в правый глаз, а с нечетных — в левый. Это решение привлекает ценой, но у него тоже есть серьезный недостаток: разрешение экрана съедается, и изображение получается недостаточно четким.

Наконец, вариант подороже, который как раз и применяют сегодня все ведущие производители стереотелевизоров — активные очки. Здесь разделение сигналов для разных глаз не пространственное, а временное: по сигналу от телевизора очки попеременно открывают и закрывают то один, то другой глаз, причем это делается так быстро, что мозг не замечает временного затемнения изображения.

Возможно ли получить телевизионное стереоизображение без очков? Есть и такая технология. В этом случае в экраны встраиваются специальные микролинзы, отклоняющие изображения для правого и левого глаза. Однако, во-первых, это очень дорого, а во-вторых, зритель должен находиться в особой точке относительно экрана: если он смещается вбок, объемность изображения начинает пропадать.

Объем с доставкой на дом

Раньше других свои домашние 3D-теле­визоры на рынок выпустили корейцы. Samsung вот уже несколько месяцев продает, в том числе в России, трехмерные плазменные телевизоры, которые собираются на заводе компании под Калугой.

Японские производители бытовой техники не столь поспешны. На выставке в Токио Panasonic, Sony, Hitachi, JVC и Mitsubishi Electric заявили, что начнут продажи трехмерных телевизоров в 2010 году. «Мы хотим быть уверены в нашем новом продукте, чтобы он гарантированно давал потребителю высококачественную трехмерную картинку», — сказал в интервью «Эксперту» Кен Морита, старший управляющий директор Panasonic Corporation. В частности, на выставке СEATEC Panasonic показал новую трехмерную 50-дюймовую плазменную панель с разрешением Full HD. Инженеры компании применили здесь ряд новых технологий, которые устраняют так называемые перекрестные помехи, возникающие при накладывании друг на друга сигналов для правого и левого видеоканалов (обычно это снижает зрелищность стереоэффектов), при этом режим 3D качественно работает при самом высоком разрешении экрана в 1080 строк.

Точную стоимость новинок производители пока не раскрывают, но в неофициальных беседах представители компаний говорили, что они будут стоить лишь на 20% дороже обычных моделей. Дополнительно, скорее всего, придется покупать 3D-очки по цене 150–250 долларов.

Важно, что всем производителям трехмерных телевизоров (в рамках Blu-Ray Association) удалось договориться о единых стандартах новой техники: например, Blu-Ray-проигрыватели любых марок будут вполне качественно воспроизводить фильмы на телевизорах от любых производителей. Кроме того, создан новый стандарт разъемов HDMI 1.4 для передачи видеоизображения с любых носителей в стандарте 3D.

Впрочем, очевидно, что на начальном этапе продажи новых трехмерных телевизоров будет сдерживать весьма ограниченный контент. Сейчас существует не так много компьютерных игр в 3D-фор­ма­те, относительно невелико и число снятых в формате 3D фильмов. Однако производители трехмерных телевизоров говорят, что число таких фильмов в ближайшее время будет быстро расти. Например, только на следующий год Голливуд наметил релиз около сотни фильмов, снятых в трехмерном формате, которые с началом продаж 3D-телевизоров можно будет смотреть не только в специализированных кинотеатрах, но и дома.

Токио—Москва