Более 140 погибших. 85 человек между жизнью и смертью. Четверо совладельцев и сотрудников, руливших клубом «Хромая лошадь», в СИЗО. Десятки тысяч совладельцев и сотрудников других увеселительных заведений, слава богу, пока на свободе. И они делают из произошедшего выводы.
Например, такие: «Я хозяин небольшого кабака-клуба в центре, рядом с метро… Сегодня мне позвонил друг, владелец большого кабака рядом с Красной площадью. Говорит, что проверки будут везде, взятки даже не предлагай. А впереди Новый год, на который рассчитывали не только я и персонал, но и наши гости!
Пять лет назад я решил открыть свое заведение. Влез в долги. Купил подвальное помещение, вложил в него всю душу, время и огромное количество денег. Денег на оборудование, на дизайн, на местных чиновников, на лицензии для выпивки, на персонал. Потом каждый месяц после открытия ко мне стали приходить проверяющие. То СЭС, то пожарка! Да, они требуют все по закону. Но так нельзя! Ну нет у этого подвала запасного выхода, просто нет! И что мне делаaть? Прорубать, пристраивать? Представляете, какие это колоссальные деньги? Это же дом! Надо архитекторов, проекты, согласования, надо материалы, снова согласования, снова и снова деньги, деньги, деньги! А вы представляете, сколько стоит система пожаротушения? Или сигнализация, отличающая задымление от накуренного дыма ваших сигарет? Если я выполню все требования, мне надо будет ставить цены, как в “Палаццо Дукале“! Сколько денег надо потратить, чтобы весь персонал был честно зарегистрирован, с медкнижками?
Да, приходилось давать. Иначе закроют. Но я точно знаю, что, случись чего, — все успеют выбежать!»
Это всего лишь пост в ЖЖ, который можно было бы не цитировать, если бы он был единичным. Но, к сожалению, подобных высказываний в эти дни слишком много, чтобы можно было надеяться, будто пермская «Хромая лошадь» станет последней. Слишком много ветра в наших с вами головах, и этот ветер где-нибудь да раздует искорку.
Что мы делаем первым делом, когда вселяемся в новую квартиру? Правильно, срезаем пожарные лестницы с балконов. Потому что мешают. Что мы отвечаем человеку на улице, который осмелится заметить, что наша собачка без намордника и поводка? В лучшем случае мы улыбаемся доброй улыбкой и говорим: «Она не кусается». Что мы подумаем, если злой гаишник остановит нас на трассе и оштрафует за непристегнутый ремень? Мы подумаем: «Ну вот, опять зверствуют, козлы, — наверное, у них план по ремням горит, конец месяца».
При этом, если все-таки укусим, загоримся или врежемся и нас за это будут наказывать, какой будет наша первая реакция? Она будет такой: «Я что — один такой?! Вы сначала наведите порядок, а потом людей наказывайте!»
Мы никак не можем смириться с банальной социологической истиной: порядок наводят не только люди в погонах или галстуках. Порядок наводят еще и сами участники порядка. Криминалистика утверждает, что даже самая страшная диктатура не способна контролировать общество более чем на треть. Остальные две трети — это территория гражданской самоорганизации, этических установок, негласных правил и запретов. И эту территорию надо развивать и обустраивать, начиная с самого главного человека в стране — с себя.
Впрочем, комментарии к крику души «хозяина небольшого кабака-клуба в центре» обнадеживают.
«А зачем было покупать подвальное помещение, в котором кабак по закону не оборудовать? Это ваша ошибка, извините. И весь остальной пафос — он тоже не в тему. Ну нет там в подвале второго выхода, нет и сделать очень затруднительно? Так, может, стоило просто другой вариант выбрать? И вложить в него душу и уйму денег, ну и чуть снизить расходы по взяткам».
Это самый вежливый ответ человеку, который послезавтра запросто может стать вторым Анатолием Заком. Сколько вокруг нас таких «оборотней без мозгов»? Где они готовят на тебя очередную засаду? Как от нее уберечься? Никак, нигде. Потому что они и сами не знают, какой теракт замышляют. Потому что ты и сам не уверен, что не из их числа.