Внешэкономбанк (ВЭБ), он же Банк развития, еще как минимум год останется в особом статусе госкорпорации, акционирование в 2010 году ему не грозит. Об этом заявил помощник президента Аркадий Дворкович на конференции «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» 8 декабря: «Думаю, что в перспективе, как и обозначил президент, все корпорации, которые сегодня существуют, будут действовать в иных организационно-правовых формах. Но это движение будет происходить с разным темпом. И думаю, что Внешэкономбанк будет далеко не в первых рядах преобразованных в акционерные общества. Поэтому ВЭБ и его партнеры могут быть спокойны».
Напомним, что весной этого года президент Дмитрий Медведев заявил о бесперспективности статуса госкорпорации в принципе и предложил преобразовать такого рода институты в акционерные общества. Ожидается, что в следующем году пакет законопроектов о способах реорганизации ГК поступит в Госдуму. Но ВЭБу, как выяснилось, можно не беспокоиться.
И такой подход вполне оправдан, поскольку именно особенность статуса Внешэкономбанка позволила правительству использовать его как оперативный антикризисный инструмент. Это отметил и первый вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин: «То, что в период кризиса ВЭБ оказался на своем месте, решило проблемы в целых секторах, от ипотеки до некоторых отраслей промышленности. ВЭБ подставил плечо компаниям — бывшим крупными заемщикам на Западе. Я считаю, что благодаря в том числе и этому страна сумела пройти тест на кредитоспособность». Напомним, что осенью прошлого года обладающий особым статусом Внешэкономбанк в кратчайшие сроки смог взять на себя функции института, рефинансирующего внешние долги крупных российских компаний (в соответствии с экстренно принятым законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»): кредиты ВЭБа позволили урегулировать долговую ситуацию РЖД, «Роснефти», «Северстали» и проч. И уж вовсе без всякого закона Внешэкономбанку передали на санацию Глобэксбанк и Связь-банк. На санацию, хотя она и не значится среди функций Банка развития, ВЭБ уже потратил около 200 млрд рублей, и это были, как сейчас ясно, самые дорогостоящие оздоровительные проекты. Таких денег на тот момент не было ни у кого, кроме ВЭБа.
Другое дело, что и «Глобэкс», и Связь-банк оказались на грани банкротства вовсе не из-за кризиса. Главным источником проблем Связь-банка стали рискованные операции с ценными бумагами и несбалансированный кредитный портфель: когда банк поступил на санацию в ВЭБ, выявилась задолженность на 40 млрд рублей по ссудам, выданным без надлежащего обеспечения. Причиной краха Глобэксбанка стала специфическая кредитная политика: банк вкладывал средства исключительно в объекты недвижимости, принадлежавшие его владельцам. При этом ссуды оформлялись ненадлежащим образом, а прогноз их возврата основывался на планах будущих продаж объектов. И вплоть до прошлого года, когда официально было зафиксировано предбанкротное состояние банка, его кредитный портфель был практически целиком сконцентрирован в строительной отрасли. Для работы с этими активами даже понадобилось создать специальную структуру «ВЭБ-инвест», куда и передали все прокредитованные «Глобэксом» недострои и прочие объекты недвижимости.
То есть вопрос о целесообразности спасения именно этих финансовых институтов может обсуждаться, но в момент принятия соответствующих решений ключевую роль, судя по всему, сыграл фактор общей обстановки на финансовых рынках: нельзя было допускать банковской паники, иначе последствия оказались бы более тяжелыми. И как бы то ни было, ВЭБ эти банки санировал: все платежи и обязательства перед клиентами исполнялись в срок. Более того, под руководством санатора оба банка возобновили кредитную активность и подключились к кредитованию малого и среднего бизнеса: объем кредитного портфеля МСБ «Глобэкса» на начало осени составлял около миллиарда рублей, Связь-банка — свыше трех миллиардов.
Аркадий Дворкович пообещал, что оба санируемых банка будут в итоге выставлены на продажу. В ВЭБе эту информацию подтвердили, уточнив, что продажа акций санируемых банков планируется на пике их капитализации через пять-семь лет. «Текущая и прогнозируемая рыночная ситуация неблагоприятны для продажи любых активов, в том числе банковских», — уверены специалисты Внешэкономбанка. Пока же Связь-банк и «Глобэкс» рассматриваются как среднесрочные инвестиционные проекты Внешэкономбанка в финансовой сфере: будущее Связь-банка связывается с развитием реформы «Почты России» и отрасли связи, а деятельность «Глобэкса» направлена на поддержку и развитие реального сектора экономики.
Наличие этих подопечных — еще один аргумент в пользу того, что менять статус ВЭБа пока преждевременно: если акционировать его и перевести в разряд «простых» банков, сразу выявятся нарушения ряда нормативов Центробанка. В частности, плохие долги санируемых банков подразумевают создание существенных резервов, способных съесть капитал. Чтобы ВЭБ соответствовал всем нормативам, на его докапитализацию, подсчитали специалисты, придется потратить примерно триллион рублей. А это слишком много за смену вывески.
К тому же правительство лишится антикризисной «скорой помощи», которая еще может понадобиться. «У нас впереди новые задачи, — заявил, обращаясь к председателю Внешэкономбанка Владимиру Дмитриеву, первый зампред правительства Игорь Шувалов. — Мы с вами в будущем году станем совершенно иначе заниматься малым и средним бизнесом, в привязке уже к экономике моногородов. Вместе с тем совсем недавно были объявлены планы, что в 2010 году будет дан новый импульс ипотечному кредитованию в стране, и здесь опять главный ресурс — это ВЭБ, поскольку средства пенсионеров будут использоваться для приобретения ипотечных ценных бумаг. Нам придется по Объединенной авиастроительной компании с вами работать в будущем году много. Компания начинает выпускать самолеты гражданского ряда, и мы исходим из того, что этого недостаточно, теперь надо ставить перед собой более амбициозные цели. Компетенции и возможностей у ВЭБа достаточно, чтобы, не создавая новых институтов, решать совместно с правительством эту сложную задачу».