Из статьи Сергея Скрипникова может сложиться впечатление, что российская блогосфера состоит только из алчных и тщеславных людишек. Но почему же их посты ежедневно просматривают миллионы человек, в том числе ваша покорная слуга?
Я не читаю первую десятку да и первую двадцатку самых популярных блогов. Но не потому, что это, по версии Сергея Скрипникова, очаг продажности. Не читаю я их по той же причине, по которой не смотрю самые рейтинговые программы федеральных телеканалов. Все это полная дребедень. Человеку, хотя бы время от времени склонному к размышлениям, там делать нечего.
Но где-то в третьем-четвертом десятке рейтинга начинают появляться люди, достойные внимания. Конечно, они пишут не за деньги. И при этом не графоманы. Но не в этом их прелесть. Они пишут тогда, когда не могут не писать. Их пост — это эмоциональная реакция на общественное событие. Это состоявшиеся, умные люди со своей позицией. Смотреть, как и о чем они думают, как реагируют на прозу дня, — довольно занимательное занятие. А уж если пост в стихах…
Эмоции в блогах бурлят всегда, зачастую они перерастают в истерику, матерную ругань и что-то уж совсем непристойное. Многие блогеры ведут себя неприлично (анонимность еще более к этому располагает), некоторые — совсем нагло и вопиюще. Не успеет на лентах информагентств появиться сообщение о том, что умер какой-то известный человек, как его тут же кто-то да обольет грязью. Правда, и светлых слов, и личных воспоминаний о покойнике в блогах всегда много. Еще свежий пример — пожар в клубе «Хромая лошадь». Нашлись умники, которые написали, что во всем виноват галерист Марат Гельман, который устраивал в Перми выставки современного искусства и этим пытался как-то взбодрить провинциальный город. А один юзер вообще посетовал, что как это теперь на бюджетные деньги, на наши налоги этим любителям ночной жизни будут делать пластические операции. Эти идиоты, конечно, тут же получили жесткий отпор. Но это живая жизнь. От блогов никогда не пахнет мертвечиной, как от многих и многих российских СМИ.
Когда блоги заменяют СМИ? Когда профессиональные журналисты не могут или боятся исполнять свой долг. Классический пример — президентские выборы в Иране в июне 2009 года. Лидер оппозиции Мир-Хуссейн Мусави, который, по некоторым данным, их даже выиграл, мог открыто выражать свою позицию только в блоге на Facebook. Оттуда черпали информацию и жители страны, и иностранные СМИ. Потом действующий президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заблокировал вход на Facebook всем жителям страны.
Конечно, Иран — это экстремальная ситуация. Но и в России настоящая политическая дискуссия осталась только в блогосфере. Причем узнать, что творится в умах людей, имеющих отношение к политике, совсем не сложно. Достаточно правильно подобранной френд-ленты (например, такая есть у колумниста нашего журнала Максима Соколова). И вот у тебя вся палитра мнений — от оголтелых националистов и опальных олигархов до кремлевских блогеров. Никакое СМИ это сделать не сможет, и не только из-за журналистской лени или идеологических предпочтений его владельцев. Цитировать, а значит — пропагандировать идеи некоторых деятелей не возьмется ни одно серьезное издание. Но знать, что они думают, надо.
И не стоит забывать, что блогосфера — это не просто лента высказываний или изображений. Подчас там возникают настоящие интеллектуальные схватки. Раньше джентльмены делали это в аристократических клубах или на трибунах парламентов, теперь — на просторах сети. Сочетания такого накала страстей и публичности не в виртуальной реальности уже не найдешь.
И еще немного совсем личного. Если вдруг у вас появился интерес к объекту противоположного пола, а он к тому же оказался блогером (или блогершой), почитайте его виртуальный дневник! Вы найдете там много нового и интересного. Но помните: человек в сети и человек в реальной жизни — это очень большая разница.