На восходящем тренде

Григорий Марченко
21 декабря 2009, 00:00

Воронежская область, никогда не считавшаяся передовым в экономическом смысле регионом, нащупала направления, которые выводят ее на траекторию успешного социально-экономического развития

Если бы не почти миллионный областной центр, Воронежскую область можно было бы отнести к многочисленному отряду типичных российских регионов — небольших по численности населения, небогатых полезными ископаемыми, но с достаточно развитым агропромышленным сектором. В современной России регион не отличался выдающимися успехами в экономике и крупными инвестиционными проектами. Более того, в 1990-х у Воронежской области была репутация региона, относящегося к «красному поясу».

Тем более поразительно, что при таком послужном списке Воронежская область сыграла весьма заметную роль после распада СССР, став интегратором ряда российских территорий. Так, Воронеж оказался в центре Ассоциации субъектов Центрально-Черноземного региона, которая объединила шесть областей: Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Тамбовскую. Причем некоторые из них территориально не относятся к Черноземью. Но ассоциация была весьма деятельна, что и привлекало к ней брошенные Центром регионы. А с 2001 года Воронеж стал еще и одним из создателей Ассоциации экономического взаимодействия всех регионов Центрального федерального округа (ЦФО), так называемой Центрально-Черноземной.

Вот так в одном регионе, с одной стороны, наблюдалась экономическая стагнация, а с другой — намечался рост деловой активности.

В нужном месте

Заметное экономическое оживление области началось лишь в последние годы. Причин можно назвать несколько. Прежде всего следует отметить, что в стране в целом возникла экономическая потребность в одном из важнейших достояний Воронежской области — ее поистине выдающемся транспортно-географическом положении. Регион расположен на пересечении транспортных коридоров Север—Юг и Запад—Восток и граничит с Украиной, четырьмя регионами Центрального федерального округа, одним— Приволжского и двумя — Южного. Столь многочисленных соседей имеет лишь считаное число регионов России. В этом окружении Воронежская область объективно играет связующую роль, что и объясняет ее консолидирующее значение в межрегиональных ассоциациях, возникавших в последние два десятилетия.

В связи с географическим положением области особое значение приобрела ее транспортная инфраструктура. Здесь есть все виды транспорта. Недалеко от Воронежа находится международный аэропорт. Юго-Восточная железная дорога, пересекающая область, связывает центр европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной и Востоком. Крупнейшие железнодорожные узлы Лиски и Поворино, а также Борисоглебск обеспечивают транзит железнодорожных грузов. Через Воронеж проходит несколько автомобильных трасс федерального значения: Москва—Новороссийск, Москва—Астрахань, Курск—Саратов. На территории области действует речной порт Лискинский и существует возможность обеспечивать судоходную связь по Дону с Азовским, Каспийским и Черным морями. Роль Воронежской области как транзитного региона возрастает и в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи, а также с прокладкой скоростных магистралей.

Следует упомянуть и то, что Воронежская область — регион потенциально весьма масштабного приграничного сотрудничества с Украиной. Более того, она неизбежно станет важным центром в экономической связке Украины, России и Казахстана, которая, несомненно, должна будет возникнуть и частично уже формируется.

Еще Воронежская область занимает одно из ведущих мест в России по количеству студентов — в государственных и коммерческих вузах обучается более 133 тыс. человек. Из 18 регионов, входящих в Центральный федеральный округ, область по этим показателям занимает 2‑е место после Москвы.

И наконец, Воронеж находится в транспортно-логистическом коридоре Шелкового пути, создание которого инициировано принятой ООН программой интеграции стран Европы и Америки со странами Юго-Восточной и Центральной Азии.

Просто удивительно, что, обладая столь уникальным сочетанием предпосылок для бурного роста — благоприятные природно-климатические условия, выгодное транспортно-географическое положение, чернозем, неплохая сырьевая база, созданный в советский период сбалансированный промышленно-аграрный профиль экономики региона — Воронежская область почти двадцать лет находилась на периферии экономического развития страны. Однако новое позиционирование открывает существенные возможности для становления региона в качестве одной из ключевых точек роста посткризисной экономики России и для реального рывка.

Но для успешного исполнения этой миссии области необходимо обеспечить себе стабильное развитие, что возможно лишь при условии мощного притока инвестиций и реализации масштабных производственных и инфраструктурных проектов.

Неплохо, но пока нестабильно

С каких позиций стартует регион? Обрабатывающая промышленность области производит металлические мостовые конструкции, кузнечно-прессовое и горно-обогатительное оборудование, ракетно-космические двигатели, средства связи и электронную технику, пассажирские самолеты, синтетический каучук и шины, огнеупорные изделия, сахар-песок, растительные и животные масла, мясную продукцию. Ассортимент весьма разно­образен и богат.

Здесь функционируют крупные организации — «Минудобрения», Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), «Амтел-Черноземье», «Воронежсинтезкаучук», «Воронежстальмост», «Рудгормаш», Воронежский механический завод, Конструкторское бюро химавтоматики, концерн «Созвездие», Нововоронежская АЭС, Семилукский огнеупорный завод, а также крупные организации стройиндустрии — «Павловскгранит», Воронежское рудоуправление, «Подгоренский цементник», Воронежский керамический завод, домостроительный комбинат и другие.

До 2007 года в структуре экономики региона происходили разнонаправленные перемены. Так, доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте снизилась с 20% в 2005 году до 18,1% в 2007-м, а вот доля транспорта и связи увеличилась с 10,4 до 10,6%, сельского хозяйства — с 10,4 до 13,1% за тот же период (график 1).

Значительную роль в структуре экономики области продолжают играть обслуживающие отрасли, прежде всего оптовая и розничная торговля, доля которых, хотя и снизилась с 21,4% в 2005 году до 19,2% в 2007-м, все еще остается весьма значительной. Эти отрасли остаются профилирующими для Воронежской области.

Что же касается промышленности, то в ней преобладают производство пищевых продуктов, включая напитки, производство и распределение электроэнергии, газа, а также химия. На их долю приходится 57% общего объема отгруженной промышленной продукции (график 2).

А вот машиностроение постепенно утрачивает свои позиции. Если в 2005 году его доля в отгруженной продукции области составляла 16%, то в 2007‑м — 13,8%, а из-за кризиса, видимо, снизилась еще больше. Разнообразная структура экономики предопределила значительное число профильных для региона производств. По восьми видам уровень концентрации в Воронежской области выше, чем в России (график 3).

Таким образом, вплоть до последнего времени в регионе наблюдается явная тенденция реструктуризации экономики, но, к сожалению, — за счет снижения доли производств с высокой добавленной стоимостью.

При этом, сопоставляя основные показатели динамики социально-экономического развития Воронежской области и России, можно заметить, что регион развивался неравномерно по годам и параметрам темпов роста. Так, по накопленным темпам роста ВРП по отношению к 1998 году Воронежская область начиная с 2001 года постепенно отстает от России и лишь с 2007 года вновь стала догонять страну (график 4). В наибольшей степени это связано с динамикой промышленного производства (график 5), объем которого в 2008 году вырос в области на 85,2% по сравнению с 1998 годом. Впрочем, среднероссийский показатель вырос на 79,1%.

Значительным потенциалом в Воронежской области обладает экономика, основанная на интеллекте и знаниях. Научные исследования здесь ведут 64 научные организации, НИИ и КБ, где работает более 700 докторов и 3500 кандидатов наук. Результаты их исследований успешно внедряются на предприятиях области. Благодаря сосредоточению в области значительного научно-технического и образовательного потенциала регион имеет серьезные перспективы развития инновационных производств. Доля организаций, разрабатывающих и внедряющих новаторские технологии, составляет 9,4% (по России и ЦФО — 8,5%). По объему инновационной продукции область занимает 4-е место в ЦФО (после Москвы, Московской и Белгородской областей), по числу инновационно активных предприятий — 3-е место (после Москвы и Московской области). Именно такой интеллектуальный потенциал, по убеждению губернатора Алексея Гордеева, позволяет говорить, что область по праву должна занимать более высокие позиции среди других регионов по уровню экономического развития. На встрече с президентом России Дмитрием Медведевым глава Воронежской области так обозначил задачи областного правительства на перспективу: за пять лет войти в тридцатку сильнейших субъектов РФ.

Сельское хозяйство последние восемь лет росло в области значительно быстрее, чем в России в целом (график 6), а вот розничный товарооборот и реальные денежные доходы населения явно отставали от среднероссийских темпов роста, что связано со значительной долей сельского населения с невысокими доходами и низким потребительским спросом (графики 7 и 8). Впрочем, новое руководство области четко осознает, что перспектива развития сельских территорий заключается, во-первых, в серьезной ускоренной модернизации сельского хозяйства, а во-вторых, в принятии и реализации определенных социальных программ. За последние пять лет Воронежская область практически не пользовалась своим потенциалом, не создала условия для масштабного и ускоренного развития целого ряда отраслей сельского хозяйства. Теперь же здесь будет активно использоваться опыт соседних регионов, в частности Белгородской области. Уже сейчас ожидается активный приток инвестиций в животноводство.

Экономическое ускорение после периода стагнации 2003‑2004 годов объясняется значительным ростом инвестиций в основной капитал, причем темпами, опережавшими среднероссийские (график 9).

По уровню благоприятности условий для инвестирования Воронежская область долгое время была типичным среднестатистическим российским регионом. Она обладала пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. Еще в 2006 году в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России область занимала 29-е место по рангу инвестиционного потенциала и 68-е — по риску.

За последние три года область продемонстрировала наиболее впечатляющую среди всех российских регионов динамику снижения инвестиционного риска, поднявшись с 68-го на 7-е место в рейтинге интегрального инвестиционного риска, и впервые вошла в десятку наиболее инвестиционно привлекательных регионов страны (график 10).

«На мой взгляд, Воронежская область наконец-то заняла подобающее ей место в инвестиционном рейтинге регионов. Воронеж — выдающийся образовательный и культурный центр России с высочайшим человеческим потенциалом, а область — богатейший край, весьма благоприятный для жизни. Такой регион может раскрыть свои возможности лишь при адекватном интеллектуальном и профессиональном уровне институтов власти», — говорит Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ, доктор экономических наук.

Анализ реальных процессов инвестирования в экономику показывает, что по объему привлеченных инвестиций в основной капитал область находится на достаточно прочных позициях, а по душевым показателям — на местах, вполне соответствующих рангу региона в рейтинге инвестиционной привлекательности (таблицы 1 и 2).

Тем не менее, учитывая не совсем адекватные изменения в структуре экономики, этого недостаточно, чтобы удержаться на гребне экономического роста. Воронежской области нужен принципиально иной подход к инвестору и инвестиционным процессам.

Немало уже сделано. В области активно формируется система привлечения целевых инвесторов, в которой задействованы как прямые каналы — форумы, выставки, ярмарки, деловые поездки, так и более технологичные. Например, создан инвестиционный паспорт Воронежской области, который размещен в интернете, публикуются общие и отраслевые справочники, раскрывающие инвестиционные возможности и экономический потенциал региона. Сегодня инвесторов здесь обеспечивают полным пакетом организационной, информационной и консультационной поддержки как на этапе переговоров, так и при реализации проекта.

Для оказания помощи российским и иностранным компаниям, а также для формирования привлекательного инвестиционного имиджа региона создано Агентство по привлечению инвестиций, которое сотрудничает с органами региональной власти, Торгово-промышленной палатой области, с российскими и иностранными компаниями и международными финансовыми организациями.

Помимо этого инвесторам предоставляются льготы по налогам на имущество и прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, отсрочки по их уплате, льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами и многое другое. На конкурсной основе инвестор может получить гарантии по проектам за счет объектов областного залогового фонда, кредиты и субсидии на оплату части процентов за пользование кредитами российских банков, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в Воронежской области, а также областных целевых и ведомственных программ.

И все же предстоит еще предпринять целенаправленные шаги по улучшению инвестиционного климата и формированию позитивного имиджа региона и прогрессивного инвестиционного законодательства, позволяющего предоставлять инвесторам полноценную государственную поддержку, и наконец, создать благоприятный налоговый режим.

Два пути, и оба прямо

В общем, период пассивности местных властей миновал, наступает время, когда внятное управление, наличие четких целей, приоритетов и путей их достижения стали критически необходимыми. Воронежская область позже других регионов начала выходить на инвестиционный рынок, о чем свидетельствуют небольшие пока объемы накопленных инвестиций. Впрочем, в позднем старте можно найти и толику позитива — есть возможность учесть ошибки других регионов и более четко организовать систему привлечения инвестиций в приоритетные сферы.

Высокие места в инвестиционном рейтинге (это имеет большое имиджевое значение) наряду с прочими достоинствами региона, о которых уже говорилось выше и к которым можно добавить большой потребительский потенциал и стабильную социально-экономическую ситуацию, безусловно, являются конкурентными преимуществами Воронежской области. Их необходимо конвертировать в приток денежных средств.

А направить их предполагается на два приоритетных направления, которые, кстати, зафиксированы в Стратегии развития Воронежской области. Первое направление нацелено на исправление неправильной тенденции снижения доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре ВРП — развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в авиа- и ракетостроении, радиоэлектронике, железнодорожном, автомобильном, атомном и энергомашиностроении, а также кластера строительной индустрии.

Второе направление — формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном комплексе региона.

Концентрация инвестиционной деятельности на этих приоритетных направлениях позволит избежать распыления ресурсов.

Постановлением регионального правительства «О создании и функционировании индустриальных парков на территории Воронежской области» определены условия для формирования и развития новых промышленных территорий. Сейчас на территории области формируется четыре индустриальных парка: «Масловский» (машиностроение и металлообработка), «Нововоронежский» (атомное и энергомашиностроение), «Бобровский» (агропром), «Хохольско-Семилукский» (строительная индустрия).

Индустриальные парки призваны обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие области, улучшить условия труда, увеличить занятость и качество жизни населения. Произойдет это за счет того, что они создаются на основе комплексного подхода к размещению производительных сил на  территории региона. Другие принципы, применяемые при их организации: рациональное использование научно-промышленного потенциала, земельных и природных ресурсов; сбалансированность, пропорциональность и комплексность социально-экономического развития; формирование социального партнерства работников, предпринимателей и государственной власти; стабильность условий инвестиционной деятельности в течение всего периода создания инфраструктуры и обустройства индустриального парка; эффективность размещения производительных сил для социально-экономического развития Воронежской области; сохранение и улучшение качества окружающей среды региона.

Масловская промзона в какой-то степени становится пилотной — в ее создании область продвинулась дальше. Здесь полным ходом идет строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, которая будет обеспечивать жизнедеятельность уже возводимого производственного комплекса компании «Армакс Групп». Сюда планирует прийти компания Siemens, с которой уже подписано соглашение о размещении в этом индустриальном парке завода по производству силовых трансформаторов.

Оценив важность проекта создания Масловского индустриального парка для региона, федеральная правительственная комиссия одобрила соответствующую заявку Воронежской области на предоставление бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Одновременно новое руководство региона побуждает собственников воронежских компаний наращивать свою инвестиционную активность в индустриальных зонах.

Существующие промышленные предприятия, а также новые индустриальные зоны Воронежской области обладают впечатляющими инвестиционными возможностями и потенциалом. Активное привлечение инвестиций в приоритетные сектора промышленности и в ведущие предприятия, оказание им необходимой государственной поддержки позволят обновить парк производственного оборудования на 20–60% к 2015 году в зависимости от отрасли. А это будет означать появление современных высокотехнологичных производств, внедрение инновационных технологий, а также существенное увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью на российском рынке и рост экспорта.

Оседлать волну

Сегодня Воронежская область напоминает серфингиста, оседлавшего волну перемен, чья главная задача — удержаться на гребне. Для области подобная задача осложняется последствиями экономического кризиса, случившегося как раз в момент начала подъема. Чтобы удержать восходящий тренд и компенсировать потери кризисного времени, региональные власти принимают ряд мер, которые, как уверены в Воронеже, должны поддержать экономику и обеспечить устойчивый рост инвестиционной привлекательности региона.

Прежде всего прилагаются усилия по наполнению портфелей заказов действующих компаний. Для этого региональные власти помогают приоритетным секторам промышленности и ведущим предприятиям подключиться к выполнению федеральных программ и проектов, в частности к подготовке к сочинской Олимпиаде. Благодаря такому содействию Воронежский авиастроительный завод получил ряд контрактов, которые позволяют этому предприятию, многие годы пребывавшему в глубочайшем кризисе, с уверенностью строить планы на будущее.

Крупным инвестиционным проектам оказывается бюджетная поддержка. В Воронежской области подготовлено более 220 инвестиционных площадок и реализуются проекты во всех существенных сегментах региональной экономики. Прежде всего следует упомянуть самый масштабный и чрезвычайно важный для всей экономики региона проект — строительство Нововоронежской АЭС-2, мощностью станции до 2136 МВт. Инвестиции в этот проект оцениваются в 131 млрд рублей. В промышленном секторе наиболее значимые инвестпроекты — строительство комплекса по производству мела и мелкодисперсионной извести ООО «Эльдако», строительство цементного завода ОАО «Евроцемент». В агропромышленном комплексе это — строительство племенных свинокомплексов ООО «Воронежмясопром», птицекомплекса ОАО «Лискобройлер», маслоэкстракционного завода ООО «Бунге СНГ».

Помимо этого в регионе приняты меры по ускорению процесса модернизации промышленного производства. Так, формируется региональная инновационная система, в которую войдут четыре технопарка (60 предприятий) и три бизнес-инкубатора, для ускоренного внедрения новых технологий в производство. Предприятиям, проводящим модернизацию и создающим новые производства, а также внедряющим ресурсосберегающие технологии, оказывается господдержка.

Сейчас власти Воронежской области непосредственно поддерживают свыше 130 инвестиционных проектов, из которых более 50 относятся к категории особо значимых для экономики региона. Вводимый в их отношении принцип «одного окна» позволит сократить сроки согласительных процедур.

Как видно из оценочной стоимости осуществляемых и намеченных регионом инвестиционных планов, области нужны поистине огромные денежные вложения, получить которые возможно лишь при наличии весьма благоприятной инвестиционной обстановки. Благодаря принятым мерам она уже существенно улучшилась, но следует продолжить работу по ее совершенствованию, что и позволит области оседлать волну.

Воронежская область образована 13 июля 1934 года и является третьим по площади регионом ЦФО — 52,2 тыс. кв. км (8,0% площади округа). Западная часть Воронежской области расположена в пределах Среднерусской возвышенности, восточная часть — на территории Окско-Донской равнины.

На территории области преобладают черноземные почвы, которые являются основным по значению ресурсом региона.

Минерально-сырьевая база Воронежской области представлена месторождениями нерудного сырья, в основном строительными материалами (пески, глины, мел, граниты, цементное сырье, охра, известняк, песчаник), особенно в западных и южных районах. На территории Семилукского, Хохольского и Нижнедевицкого районов имеются запасы фосфоритов. Область обладает практически неограниченными запасами мела. Здесь разведаны также месторождения руд цветных металлов, есть признаки наличия алмазов.

Воронежская область занимает 3‑е место в ЦФО и по численности населения, пропуская вперед Москву и Московскую область. На 1 января 2009 года здесь проживало 2,27 млн человек (6,1% населения ЦФО). Для области характерна высокая доля сельского населения — 36,7%. Примечательно, что средняя продолжительность жизни в Воронежской области одна из самых высоких в России (4‑е место среди субъектов ЦФО).

Регион занимает третье место в ЦФО после Москвы и Московской области по числу малых и средних предприятий сферы «наука и научное обслуживание». Научные исследования ведут 64 научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро.