Отдых на вершине Европы

Спецвыпуск
Москва, 25.01.2010
«Эксперт» №3 (689)
Через несколько лет Кабардино-Балкария и ее главная достопримечательность Эльбрус должны занять заметное место на карте горнолыжных курортов мира. Впервые за последние два десятилетия у Приэльбрусья появилась внятная стратегия развития

Из школьного курса географии все знают, что высочайшая точка Европы — это Монблан. В Кабардино-Балкарии с этим категорически не согласны: главной европейской вершиной был, есть и будет Эльбрус, превосходящий альпийский пик на 834 метра. Первенство Эльбруса признают и сами европейцы: в английской «Википедии» и атласе National Geographic граница Европы и Азии проходит по Большому Кавказу, а стало быть, Эльбрус, а не Монблан, вершина Европы. Уже из этого факта можно построить стратегию развития туризма на все времена, и сегодня в Кабардино-Балкарии наконец началось создание собственного туристического бренда.

Путь наверх

О красотах Эльбруса сказано столько, что нужно быть действительно большим поэтом, чтобы прибавить к этому что-то новое. Иностранцы обычно говорят об Эльбрусе, да и вообще о Кавказе, примерно так: у нас такого уже нет. В том смысле, что в Европе на каждом шагу в горах ощущается присутствие человека, а здесь, в России, все наоборот. Подобная экзотика — один из самых дорогих продуктов мирового туристического рынка, но ее еще нужно научиться продавать. Без этого, равно как и без современной курортной инфраструктуры, наши горы останутся удовольствием для экстремалов — аудитория, погоды на рынке, прямо скажем, не делающая.

Между тем желающих побывать на Эльбрусе или по крайней мере тех, кого он интересует, без преувеличения много. Статистика поисковых запросов «Яндекса» показывает, что каждый месяц поиск по слову «Эльбрус» задают как минимум 17 тыс. пользователей, а в декабре их число подбирается к 40 тыс. Сколько из этих потенциальных туристов не приехало на Эльбрус за последние двадцать лет? Утешает то, что Эльбрус никуда не денется, а за создание современной инфраструктуры туризма в республике все-таки взялись.

До недавнего времени Приэльбрусье жило за счет советского наследия — построенных еще в 50–60-х годах маятниковой канатной дороги на Эльбрусе и трех кресельных подъемников на Чегете. Сегодня эти канатки можно считать разве что памятниками эпохе, когда сюда приезжали Владимир Высоцкий и Юрий Визбор, — современным требованиям к инфраструктуре горнолыжных курортов они давно не удовлетворяют. Первая новая дорога гондольного типа открыта на поляне Азау у подножия Эльбруса в декабре 2006 года. Эта канатка пропускной способностью 2,4 тыс. человек в час практически решила проблему курорта, а часовые очереди на подъемник остались в воспоминаниях горнолыжников со стажем.

В апреле 2009 года на бюджетные средства Кабардино-Балкарии построена вторая очередь гондольной дороги, соединившей станции «Старый кругозор» (3 тыс. м) и «Мир» (3,5 тыс. м). Сейчас строится третья очередь (до станции «Гара-баши», 3,9 тыс. м), которая заменит старый однокресельный подъемник. После этого начнется замена канатных дорог на Чегете. Этими работами займется австрийская компания Doppelmayr, чьи подъемники уже установлены на Домбае.

Строительство новых подъемников на Эльбрусе и Чегете — лишь начальный этап реконструкции инфраструктуры курорта. Дальнейшее напр

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (689) 25 января 2010
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Поможем, только не деньгами

    Новая антикризисная политика правительства становится адресной, точечной и конкретной. Правда, власти по-прежнему проявляют сдержанность, когда речь заходит о бюджетной поддержке экономики, но в области нефинансовых стимулирующих мер активность властей беспрецедентна

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама