Кредитование продолжает стагнировать. Объем требований банков к нефинансовому сектору за прошедший год практически не изменился и с февраля 2009-го дрейфует у отметки 13,5 трлн рублей; на начало декабря среднегодовой прирост корпоративного кредитного портфеля в относительном выражении составил, по данным Банка России, символические 2,8%. В этом тысячелетии такого обвала кредитования мы еще не наблюдали: даже в середине прошлого года этот показатель исчислялся все-таки двузначной цифрой — 15–20%. Что тоже, конечно, весьма скромно по сравнению с результатами двух-трехлетней давности — около 50% прироста в год. Более того, нужно помнить, что в данных о кредитном портфеле учитываются и пролонгированные старые кредиты. Сколько таких, известно только Центробанку.
Нефтянку разлюбили
Кредитный пессимизм распределился по отраслям очень неравномерно: какие-то сегменты банки разлюбили, а к каким-то продолжали испытывать теплые чувства. Статистику кредитной задолженности по видам экономической деятельности Банк России с апреля прошлого года предлагает в новом, более детализированном формате, поэтому сопоставимыми являются только данные за восемь месяцев (апрель–ноябрь). Но и на этом отрезке четко прослеживаются тренды отраслевых банковских предпочтений.
Из всего агрегированного списка отраслей в особую немилость банкиров попали транспорт и связь, их обязательства перед банками сократились на 22,3%. Можно предположить, что основное сокращение пришлось именно на транспорт. Еще прошлой весной банкиры рассказывали, что осознанно приостанавливают выдачу кредитов игрокам этого сегмента, поскольку объем грузоперевозок с началом кризиса существенно снизился и транспортники стали нести убытки.
Вторым по уровню кредитных потерь оказался добывающий сектор — минус 18%. Особенно сильно (минус 28,5%, и это абсолютный рекорд) кислород был перекрыт заемщикам, ведущим добычу топливно-энергетических полезных ископаемых. Здесь, видимо, не последнюю роль сыграло сопутствующее кризису снижение спроса на энергоресурсы.
Кредитование обрабатывающих отраслей сократилось менее значительно, чем экономики в целом, всего на 3%. Наибольшие потери в доступе к кредитным ресурсам понесли металлурги, кредитный портфель в этом сегменте ужался почти на 10%. Тут тоже все понятно: в течение года отрасль изрядно штормило из-за сокращения спроса и обвала цен на мировых рынках.
Но были среди обрабатывающих секторов и отрасли, сумевшие нарастить объемы заемных средств. Так, сегмент по производству кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов за восемь месяцев увеличил объем кредитной задолженности на 16%. Пищевка, традиционно уважаемая банкирами, расширила заимствования почти на 8,5%.
Блок заемщиков, связанных с производством и распределением электроэнергии, газа и воды, увеличил свой кредитный портфель на 19%. Судя по всему, кредитование реформы электроэнергетики по-прежнему рассматривается банкирами как удачное вложение средств.
Как ни странно, выдача кредитов игрокам строительной отрасли за восемь месяцев сократилась весьма незначительно, всего на 0,2%. Объясняется это, видимо, тем, что изначально кредиты выдавались длинные и срок погашения многих из них еще не подошел. К тому же в течение прошлого года банки разрешали некоторым заемщикам достраивать объекты, находившиеся в высокой степени готовности, и пролонгировали ссуды. Некоторые крупные кредиты этой отрасли были реструктурированы. Так, осенью Банк Москвы помог «Главмосстрою» выполнить обязательства перед Альфа-банком (2,2 млрд рублей), а МДМ-банк реструктурировал компании AFI Development кредит объемом 150 млн долларов. В итоге удельный вес средств, предоставленных строителям, в общем кредитном портфеле остается по-прежнему высоким, около 9%, притом что еще два с половиной года назад эта доля составляла 5,5%.
Несущественно, примерно на 1,7%, сократился объем задолженности торговых предприятий. Правда, в одной строке с торговлей, по классификации ЦБ, значится также ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Поэтому доподлинно не известно, какой из перечисленных сегментов потянул статистику вниз. Впрочем, удельный вес этого сектора в кредитном портфеле банков по-прежнему остается самым высоким — 23,7%.
Не отрасль красит заемщика
По общей статистике можно судить о том, как менялись представления банков о надежности заемщиков тех или иных отраслей. Совпадают ли с общим трендом кредитные решения конкретных банков? И да, и нет.
Так, свежие кредиты энергетике (напомним — лидеру по приросту задолженности) обнаруживаются в портфелях многих банков. Номос-банк предоставил средства Ярославской сбытовой компании. Банк Москвы выдал кредит «Кубаньэнерго», МРСК Волги, МРСК Северо-Запада и Дальневосточной генерирующей компании. Банк «Глобэкс» открыл кредитную линию «Иркутскэнерго» и выдал кредит МРСК Северо-Запада.
Но одновременно банки не забывали и общестатистических аутсайдеров — предприятия добывающего сектора. В конце года Банк Москвы предоставил кредит «Татнефти», а Евразийский банк развития подписал кредитный договор с Сибирской угольной энергетической компанией (СУЭК). У ВТБ в октябре и ноябре кредитование предприятий нефтегазового комплекса и вовсе преобладало.
В целом же корректировка кредитной политики происходила в рамках тренда. «Если в конце 2008 года и в начале 2009-го был большой риск по предприятиям металлургической отрасли и машиностроения, то сейчас эти отрасли восстанавливаются. Пока еще нет тех объемов производства, которые были полтора-два года назад, но мы уже видим, что можно их кредитовать. Изменения есть и по торговле — те, кто смог пережить последний год, уже стабильно работают. В торговле в первую очередь остались те, кто вел сбалансированную и взвешенную кредитную политику до кризиса. На перевозки мы смотрим осторожно. На строительство — с оптимизмом, так же как и на работу с предприятиями бюджетной сферы», — рассказывает заместитель председателя правления банка «Возрождение» Людмила Гончарова.
Но, похоже, банк «Возрождение» едва ли не единственный, кто смотрит на строителей с оптимизмом: большинство банкиров не желает иметь дело с этой отраслью и, ожидая погашения прежних кредитов, выдачи новых избегает. «Еще в 2008 году серьезные проблемы начали испытывать строительный сектор и автодилеры. Мы стали смотреть на эти сектора с осторожностью, хотя кредитов под жилищное строительство у нас, по сути, почти не было и до кризиса. Строительный сектор диверсифицирован, и у нас в этом сегменте в основном были кредиты под промышленное строительство, в том числе объектов энергетической, транспортной инфраструктуры», — уточняет заместитель президента Номос-банка Ирина Гордеева.
Но в целом банкиры, по их словам, не склонны акцентироваться на принадлежности заемщика к той или иной отрасли. «В каждой отрасли, вне зависимости от того, насколько высок или низок риск в целом, есть и будут компании, которые в “хорошей” отрасли останутся очевидно “плохими”, и наоборот, в “плохой” отрасли окажутся очевидно “хорошими”», — утверждает один из управляющих банком. «То, как чувствуют себя те или иные компании, зависит не только от состояния отрасли. Много значит сам менеджмент, в том числе — насколько глубоко предприятие вложилось в инвестиционные проекты и облигационные займы», — продолжает тему Людмила Гончарова из «Возрождения».
Требования банков к заемщикам быстро возвращаются к прежним стандартам: удлиняются сроки кредитов, на докризисном уровне оцениваются залоги
Банки созрели
Создается впечатление, что банки готовы возрождать корпоративное кредитование. Эксперты утверждают, что уже в декабре произошел ощутимый на фоне предыдущей стагнации рывок, просто статистика его еще не зафиксировала.
О настроении банков свидетельствует также либерализация параметров кредитования и требований к заемщикам. «Идет удлинение сроков кредитов, поскольку заемщики настаивают на таких условиях. Стало возможным обсуждать вопрос овердрафтного кредитования — просто под хорошую выручку, под стабильный бизнес, — закрытого год назад. По-другому рассматривается стоимость обеспечения залога, его оценка. То есть наблюдается некоторое смягчение правил обеспечения против того, что было в начале 2009 года», — рассказывает Людмила Гончарова.
«Мы практически вернулись к докризисным требованиям к заемщику, — поддерживает коллегу Ирина Гордеева из Номос-банка. — Прежде стандартное обеспечение по кредиту составляло не менее 60 процентов, во время кризиса мы ушли в стопроцентное обеспечение, а сейчас опять вернулись к планке 60 процентов. Причем оценку этого обеспечения берем докризисную, ведь сейчас трудно оценивать рынок — сделок практически нет. Еще мы готовы рассматривать заявки заемщиков, у которых произошло сокращение выручки до 50 процентов».
Возрождение кредитной активности банков стимулирует хорошая ситуация с ликвидностью: за год восстановился приток вкладов населения. Прирост декабрь к декабрю Банк России оценивает в 26,7%. Это, конечно, скромнее, нежели показатели 2008 года (30–35%), однако является очевидным прогрессом по отношению к провалу середины года (11,7%).
Но далеко не все зависит от готовности самих банков — существуют и не зависящие от них сдерживающие факторы. Так, по данным Росстата, в январе–ноябре 2009 года доля убыточных организаций по сравнению с аналогичным периодом 2008-го выросла на 5,8 процентного пункта и составила 33,1%. Кредитовать таких заемщиков — все равно что накидывать петлю себе на шею.
«Потребность в инвестиционных деньгах у заемщиков очень сильно упала: сегодня сложно определить, каким будет спрос, да и ставки были довольно высокие. Поэтому нельзя сказать, что все хотят длинных денег, а им не дают. Дело в том, что все заемщики пересмотрели свои инвестиционные планы с учетом изменившейся ситуации. Дальнейший вектор развития зависит от того, насколько быстро произойдет восстановление спроса. Возможно, должны появиться глобальные заказы со стороны государства», — рассуждает Ирина Гордеева. «Одного желания банков недостаточно — надо, чтобы предприятия имели потребность в кредитовании, ведь конечная цель кредитования не производство, а продажа произведенного. Нужен рост потребительского спроса, рост строительства, рост экономики», — соглашается Людмила Гончарова.
Когда же начнется возрождение кредитования? «Я не ожидаю оживления кредитного портфеля даже при благоприятном стечении обстоятельств раньше второго квартала. Банки, думаю, еще будут копить депозитную базу, отчасти используя ее для формирования подушки ликвидности, которая будет не очень устойчивой из-за волатильност и трансграничных капитальных потоков, а отчасти — для погашения внешней задолженности. Но потом должно произойти некое отмирание», — прогнозирует ведущий эксперт ЦМАКП Олег Солнцев. А по оценке Людмилы Гончаровой из банка «Возрождение», активный рост кредитования — это уже перспектива на 2011 год. n