От ситцевых халатиков — к городской одежде

Русский бизнес
Москва, 22.02.2010
«Эксперт» №7 (693)
В кризис российские текстильщики смогли выжить благодаря импортозамещению и переориентации на более сложные продукты

На западной территории России отечественный трикотаж уже дешевле китайского! А на восточной сопоставим по цене с китайским и может с ним конкурировать!» — взволнованно говорят отечественные текстильщики. Девальвация рубля уменьшила долю азиатского импорта на отечественном текстильном рынке, что позволило российским компаниям нарастить объемы — в отдельные месяцы прошлого года темпы увеличения производства в стране доходили до 20–30%.

А ведь год назад ситуация в отрасли была на грани катастрофы. Производство текстиля упало на 20%. Многие комбинаты полностью остановили работу из-за возросших цепочек неплатежей — от розницы к опту и от опта к производителю. Хуже всего пришлось предприятиям, не имеющим вертикальной интеграции, прежде всего прядильно-ткацким, многие из которых ушли с рынка. Но главное — в банкротах оказались крупные игроки, на которых держалась в последнее десятилетие отрасль: альянс «Русский текстиль», Волжская текстильная компания (ВТК).

Сегодня, несмотря на падение спроса, предприятия начинают выходить из ступора. Компании восстановили контакты с розницей и даже увеличили в ней свое присутствие. Многие смогли повысить рентабельность, а некоторые — вывести ее на докризисный уровень. Причиной тому прежде всего импортозамещение. Однако уменьшение присутствия иностранных конкурентов — краткосрочная тенденция. Гораздо важнее изменения — идеологические и технологические, — которые произошли за год в российских текстильных компаниях. Суть этих изменений в ориентации на более сложные продукты, выходе в более перспективные сегменты рынка.

Точки роста в падающей отрасли

Российская текстильная отрасль даже в благополучные нулевые годы была одной из самых депрессивных в отечественной экономике. Главные причины — отсутствие сырьевой базы (в стране не растет хлопок, а шерсти и льна недостаточно для промышленных масштабов), высокие производственные издержки (текстильное производство — одно из самых трудоемких и капиталоемких) и обилие импорта из Китая, Пакистана, Турции. Имеющие господдержку у себя на родине азиаты выигрывали у наших производителей в цене, а зачастую и в качестве продуктов. В последние годы начал расти импорт тканей и из соседней Средней Азии, где инвесторы, в том числе и российские, принялись развивать текстильные комбинаты. «Едва ли Россия может конкурировать в прядении и ткачестве со странами, в которых произрастает хлопок», — утверждает Владислав Дудин, генеральный директор Волжской текстильной компании.

Все эти факторы привели к тому, что рентабельность отечественного текстильного бизнеса была крайне низкой и большая часть отечественных предприятий не могла модернизироваться, по старинке выпуская метры безликой бязи и марли и год от года теряя рынок.

Несмотря на такое депрессивное состояние, в отрасли тем не менее были успешные игроки, ежегодно увеличивающие обороты на 10–15%. Это компании с полным технологическим циклом — от производства и отделки тканей до пошива из них постельного белья и спецодежды: альянс «Русский текс

Новости партнеров

«Эксперт»
№7 (693) 22 февраля 2010
Реальный сектор и банки
Содержание:
Как банки, ЦБ и заемщики проводят кредитные каникулы

Корпоративные клиенты предпочитают новым кредитам облигационные выпуски. Кредиты населению медленно растут по мере восстановления потребительского спроса. Снижение ставки ЦБ бесполезно для активизации кредитования

Международный бизнес
На улице Правды
Реклама