Сертифицированная профанация

Экономика и финансы
Москва, 22.02.2010
«Эксперт» №7 (693)
Обязательная сертификация товаров давно превратилась из инструмента контроля качества продукции в формальный административный налог на бизнес. Первый шаг навстречу добровольной сертификации можно только приветствовать

15 февраля 2010 года вступило в силу постановление правительства № 982, которое отменило обязательную сертификацию на некоторые группы товаров. Старая процедура продолжает распространяться на газ, нефтяные масла, автомобильные шины, газотурбинные установки, горношахтное, химическое и нефтегазоперерабатывающее оборудование, рельсы и подвижной состав, электрооборудование, автомобили, автобусы, лифты и бытовые приборы, детскую одежду и обувь, медицинскую продукцию, сигареты и многие другие товары. Остальные, включая пищевые продукты и парфюмерно-косметическую продукцию, будут иметь лишь декларации соответствия.

Решение правительства вызвало неоднозначную реакцию в обществе: одни говорят, что сертификация давно себя изжила, другие — что из-за этого снизится уровень безопасности продукции. Кто же из них прав?

Привычный штампик

Сертификация — это форма дорыночного контроля продукции на предмет соответствия обязательным требованиям. Такие требования содержатся в технических регламентах (если они приняты) или в иных нормативных правовых актах (в том числе в ГОСТах). Советская плановая экономика обходилась без обязательных сертификатов. Аналог добровольной сертификации был и в советское время — знак качества.

Сертификация дополняет государственный контроль (надзор) в торговой сети. При сертификации проводится проверка продукции, еще не поступившей в магазины, в отличие от непосредственно государственного контроля (надзора), в ходе которого проверяются товары, находящиеся в свободной продаже.

Сертификация товаров появилась в нашей стране в 1993 году с принятием Федерального закона «О сертификации продукции и услуг» как временная мера для защиты отечественного рынка от некачественных товаров до становления системы государственного контроля (надзора). Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Сертификация органично легла на российскую почву и очень быстро почти 100% товаров, чтобы легально выйти на рынок, должны были сопровождаться обязательными сертификатами, а сама сертификация постепенно превратилась в административный барьер для развития экономики.

Сертификация настолько укоренилась в общественном сознании как атрибут безопасности, что стала распространяться не только на продукцию, но и на услуги, а торговые сети стали требовать от поставщиков сертификаты даже на ту продукцию, которая сертификации не подлежит. Объем выручки от обязательной сертификации, по оценкам экспертов, достиг 2 млрд долларов, что сопоставимо, например, с объемом рынка бутилированной питьевой воды, то есть обязательная сертификация фактически превратилась в самостоятельную отрасль экономики.

Первыми забили тревогу наши внешнеторговые партнеры (ведь сертификация была обязательной по многим позициям для импортной продукции так же, как и для отечественной), для которых бессмысленность обязательной сертификации была очевидна.

В частности в протоколе совместной комиссии Евросоюза (ЕС) — Россия от 26 апреля 1995 года отмечается: «Обязательная сертификация является наи

Новости партнеров

«Эксперт»
№7 (693) 22 февраля 2010
Реальный сектор и банки
Содержание:
Как банки, ЦБ и заемщики проводят кредитные каникулы

Корпоративные клиенты предпочитают новым кредитам облигационные выпуски. Кредиты населению медленно растут по мере восстановления потребительского спроса. Снижение ставки ЦБ бесполезно для активизации кредитования

Международный бизнес
На улице Правды
Реклама