Прямой вопрос

Наталья Комлева
15 марта 2010, 00:00

Прямое страхование в России — динамично развивающийся, но пока еще убыточный бизнес. Его эффективность будет зависеть от степени охвата рынка и изменений в законодательстве

Прямое страхование — один из немногих сегментов российского страхового рынка, показавший значительную положительную динамику в кризисном 2009 году. На фоне общего падения страховых премий (без учета платежей по ОМС) на 7,5% и сокращения рынка страхования автокаско на 20,5% взносы, полученные российскими страховщиками в рамках прямого страхования, увеличились на 130%.

В настоящее время российские страховщики разделились на два лагеря — сторонников и противников развития прямого страхования. Сторонники прямого страхования говорят об экономии на агентских расходах, высоких технологиях и ссылаются на успешный западный опыт. Противники намекают на демпинг, предупреждают о зависимости от внешнего финансирования и вспоминают про якобы низкую страховую культуру населения.

Со второй попытки

Прямое страхование как инновация возникло на развитых страховых рынках в середине 80-х годов прошлого века. Первые специализированные прямые страховщики стали появляться в конце 80-х — начале 90-х годов. Сейчас на Западе доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах варьируется в разных странах от нескольких процентов до более половины розничных продаж.

В России первая компания по прямому страхованию, ЗАО «Прямое страхование», начала работать лишь с 1 июля 2005 года. За четыре года своей работы в качестве прямого страховщика компания так и не смогла набрать достаточно большой страховой портфель, заняв по итогам 2008 года лишь 387-е место по объему полученной страховой премии (по данным ФССН).

Второе открытие прямого страхования в России пришлось на 2008 год, когда на рынке появились сразу три новых прямых страховщика: ОАО «КИТ Финанс Страхование», ОАО «Интач Страхование» и ЗАО «Контакт-страхование». Среди универсальных страховых компаний первой стала развивать прямые продажи группа «Ренессанс Страхование».

По результатам исследования «Эксперт РА», объем премий, полученных в рамках прямого страхования в 2008 году, составил 0,8 млрд рублей, в 2009 году — уже 1,9 млрд рублей. Несмотря на значительный рост, доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах все еще невелика: в 2009 году она составила 0,4% от совокупных рыночных взносов и 0,8% — от взносов по автострахованию.

Актуальность прямого страхования возрастает на фоне набирающих обороты скандалов, связанных с недобросовестным поведением страховых посредников — брокеров и страховых агентов.

Впереди законодательства

В чем же заключается основная идея прямого страхования? Концепция прямого страхования состоит не столько в экономии на агентских комиссиях, сколько в использовании новых технологий и мощной IT-системы.

Прямое страхование — это новый тип услуги для страхователей (удаленное оформление полиса) и новые стандарты андеррайтинга для страховщиков (более высокая сегментация рынка, учет большего числа тарифных факторов, возможность оперативно оценивать спрос на различные продукты страхования и его эластичность, большая гибкость в ценовой политике).

Развитие прямого страхования в России сдерживают законодательные ограничения: обязательный документарный характер формы договора страхования и наличие бланков строгой отчетности в ОСАГО. В результате, во-первых, увеличиваются расходы на ведение дела, связанные с курьерскими доставками полисов. Во-вторых, приходится придумывать особые технологии, частично обходящие это ограничение.

«Доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков во многом зависит от существующей в стране законодательной базы. В России страхователи вынуждены дополнительно платить за курьеров и бумажные полисы. Эти дополнительные расходы могут достигать пяти процентов от страховых премий. Затраты, которые на Западе уже отсутствуют», — сетует Георгий Аликошвили, генеральный директор ОАО «Интач Страхование».

Экономия в будущем

Основной тезис прямых страховщиков, с которым они вышли на российский страховой рынок, — экономия на агентских комиссиях позволяет им обоснованно снижать тарифы. «По нашим подсчетам, привлечение клиента через прямой канал на 15–20 процентов дешевле, чем через другие каналы продаж. Было бы очень глупо не использовать возможности прямого страхования в условиях кризиса», — рассуждает Магомед Алиханов, заместитель генерального директора по продажам и региональному развитию СК «Цюрих».

По оценкам «Эксперт РА», доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков, вышедших на рынок в 2008 году, на данный момент более чем в два раза превышает среднерыночный уровень (92,5% против 44,0% по данным за первое полугодие 2009 года). С такими высокими расходами на ведение дела большинство прямых страховщиков работают себе в убыток.

«В прямом страховании есть такая вещь, как фиксированные расходы на клиента. Условно говоря, сейчас нам привлечь нового клиента стоит, допустим, 7–10 тысяч рублей. Для автокаско, где средняя величина страховой премии 40–50 тысяч рублей, расходы будут составлять 20–25 процентов от взносов или даже менее. Если учесть, что в дальнейшем за работу с этим клиентом ничего платить не надо, то реальная доля расходов будет находиться на уровне всего 6–8 процентов», — поясняет Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование».

Как показала мировая практика, в долгосрочной перспективе расходы прямых страховщиков действительно ниже, чем у традиционных компаний. Однако снижение доли расходов не всегда может компенсировать более высокую убыточность-нетто у прямых страховщиков. В странах, где доля прямого страхования невелика, деятельность прямых страховщиков неэффективна, несмотря на более низкие расходы на ведение дела. Экономия от масштаба у прямых страховщиков возможна после охвата более 5% страхового рынка.

Либо пан, либо пропал

Оценки перспективности прямого страхования в России, сделанные различными участниками страхового рынка, расходятся кардинальным образом. «История развития прямого страхования в разных странах показывает, что стремительный рост этого канала начинается через два-три года после появления на рынке. Россия сегодня находится на той же стадии развития, что и страны Восточной Европы четыре-пять лет назад. Сегодня в этих странах прямое страхование занимает порядка 30 процентов рынка, в России — только 0,5. И мы полагаем, что в России через пять лет также около 25–30 процентов продаж в автостраховании будет приходиться на direct insurance», — предсказывает Ольга Ослон, исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование».

С другой стороны, кризис привел к увеличению рисков для компаний по прямому страхованию, зависимых от финансирования со стороны собственников, что может поставить под вопрос их дальнейшее развитие.

«По мнению экспертов, компании прямого страхования работают себе в убыток и не преодолеют порога рентабельности в краткосрочной перспективе. Хватит ли у их акционеров ресурсов для развития бизнеса, генерирующего все больший отрицательный денежный поток, станет видно уже в 2010 году. В любом случае вложения в подобные компании в условиях кризиса — очень небыстрый бизнес для инвестора, готового работать на многолетнюю перспективу. В настоящее время во всем мире ощущается нехватка подобных инвесторов, и российский страховой рынок не исключение», — предупреждает Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента развития бизнеса СК РОСНО.

По прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году совокупный объем премий, полученных по прямому страхованию, достигнет 3,1 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 70%.

В 2011 году с выходом из кризиса универсальные страховщики тоже запустят проекты по прямому страхованию, что приведет к ускорению роста этого сегмента. К 2012 году доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7% (в случае если законодательство не изменится) или 12% (в случае если полисы разрешат выписывать в электронном виде).