Сопротивление на местах

Факты разорения отдельных розничных сетей в регионах не отменяют значимого тренда развития этого сегмента ритейла — успешного противостояния кризису

Основанная в Старом Осколе в 2001 году продовольственная сеть «Провиант», чья выручка в 2008 году составила 6 млрд рублей, а число торговых точек приближалось к 140, в начале 2010-го закрыла все свои магазины в Центральной России и сейчас проходит процедуру банкротства. В Ростовской области владелец торговой сети «В двух шагах», объединяющей 34 магазина, Андрей Холопов вынужден был отдать бизнес местному концерну «Покровский» вместе с долгами. В арбитражные суды Ярославля, Ижевска, Воронежа и некоторых других городов поступили иски о банкротстве дочерних компаний крупного калининградского ритейлера «Вестер» (выручка в 2008 году приближалась к 20 млрд рублей). В целом, по данным Росстата, доля продуктовых сетей, показавших убытки, выросла с 19% в 2008 году до 24% в 2009-м. По оценкам аналитиков, в кризис с десяток региональных сетей исчезли с рынка либо были перекуплены.

Эти сообщения как будто подтверждают мрачные прогнозы экспертов: в начале кризиса специалисты говорили о том, что большинство региональных сетей уйдут со сцены, оставив поле битвы крупным игрокам. И все же сегодняшняя ситуация позволяет надеяться на лучшее будущее регионалов. Многие из них сопротивляются кризисным обстоятельствам всеми способами — от попыток освоения сегмента, в котором пока наиболее сильны федеральные игроки, то есть дискаунтеров, до поиска незанятых рыночных ниш и оригинальных методов привлечения покупателей.

Нет предела форматированию

Даже оказавшись лицом к лицу с рассерженными поставщиками, требующими признать задолжавшего им ритейлера банкротом, «Вестер» не отказывается от борьбы. Компания выигрывает время, проводя переговоры с кредиторами. «Мы уже договорились с 80 процентами поставщиков из тех, кто обратился в суд, о реструктуризации долгов», — сообщил собственник группы компаний Олег Болычев. Но в долгосрочной перспективе выход из ситуации (компании необходимо расплатиться по обязательствам, включающим не только долг перед поставщиками в 300 млн рублей, но и задолженность перед банками на общую сумму 6 млрд рублей) Олег Болычев видит в оптимизации бизнеса. И по-видимому, имеет на то основание: «Вестер» демонстрирует явные признаки восстановления.

Осенью 2008 года выручка компании упала на 50% из-за снижения трафика. А уже в 2009-м «Вестеру» удалось поднять продажи на 35%. Одной из причин улучшения стал отход от единообразия в ведущем формате сети — гипермаркете. Сейчас здесь действуют четыре подформата разной площади: 3,5 тыс., 5 тыс., 9 тыс. и 12 тыс. квадратных метров. Олег Болычев сравнивает сеть с матрешкой: ассортимент меньшего гипермаркета «вкладывается» в ассортимент большего, то есть в любом из магазинов покупатели найдут привычные базовые продукты. Необходимость дифференцировать формат по площадям обусловлена тем, что сегодня сети выгоднее выдвинуться в центр города, нежели открывать новые магазины в традиционном для гипермаркетов пространстве — за городом. Из-за больших расстояний загородное расположение не всегда притягивает достаточный для оку

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (696) 15 марта 2010
    Будущее Евросоюза
    Содержание:
    Союз неравных

    Бюджетный кризис в Греции и ряде других европейских стран со всей остротой поставил вопрос о необходимости политической интеграции в рамках ЕС. Но политическая интеграция неизбежно приведет к нарастанию неравенства между европейскими государствами

    Реклама