Утонувшие верфи

Сергей Сумленный
15 марта 2010, 00:00

Судостроительная отрасль Германии тяжело переживает последствия мирового экономического кризиса. В ближайшие два года работу может потерять каждый второй занятый на немецких верфях

10 тысяч уволенных, или сокращение 50% рабочих мест — такая неутешительная перспектива ожидает немецкие верфи в ближайшие два года, предупреждает Союз немецких судостроителей (VSM). Судостроительная отрасль Германии в полной мере испытала на себе удар экономического кризиса и до сих пор не может оправиться от его последствий.

За полтора года кризиса о банкротстве объявили шесть верфей ФРГ — Cassen, Lindenau, Nessewerft, SMG, SSW, Wadan. В текущем году этот список могут пополнить новые верфи-банкроты. «Мы пока не видим конца череде банкротств», — предупредил представителей отрасли глава гамбургской верфи Blohm & Voss Херберт Али, выступая в конце февраля на торжественном обеде по случаю 125-летия основания VSM. Неутешительный прогноз менеджера вызван тем, что после резкого сокращения объем заказов так и не начал восстанавливаться.

Фактически коллапс

В 2008 году немецкие судостроители получили всего лишь 46 заказов на строительство новых кораблей — почти в два раза меньше, чем за год до этого. В прошедшем же 2009 году, по данным VSM, объем заказов упал до нового минимума — 12 кораблей.

Ситуацию усугубляют устоявшиеся в отрасли деловые традиции — при размещении заказа заказчик вносит лишь 20% предоплаты, а окончательную оплату судна производит лишь непосредственно перед его получением. Раньше можно было финансировать текущие работы за счет кредитов, но сегодня займы для верфей практически недоступны либо слишком дороги. Угроза отзыва заказов и последующего банкротства верфи заставляет банки поднимать ставки для судостроителей. Отрасль фактически осталась без ликвидности. По сравнению с 2007 годом, когда оборот немецких верфей составлял 4,4 млрд евро, сегодня он сократился более чем в десять раз — до 387 млн евро.

Нельзя сказать, что нынешняя катастрофа пришла неожиданно. Отрасль, дающая работу 20 тыс. человек, переживала трудности и до наступления экономического кризиса. Так, в 2002 году банкротство пережила верфь Flender в Любеке, специализировавшаяся на производстве крупных паромов и дававшая работу 800 сотрудникам. В 2005 году после длившейся больше года процедуры банкротства чудом удалось выйти из кризиса верфи Lloyd в Бремерхафене — верфи удалось договориться с кредиторами о компенсации 30% долгов, и процесс банкротства был остановлен. Но эти тревожные звонки оставались незамеченными на фоне экономического бума. Мало кто прислушивался к голосам экспертов, предупреждавших, что немецкие верфи, многие из которых сделали ставку на производство контейнеровозов, рано или поздно проиграют ценовую конкуренцию куда более дешевым, но не менее качественным корейским производителям. Так и произошло: во время кризиса ценовое соревнование с производителями из Восточной Азии оказалось для немцев гибельным.

Около 75% продукции немецких судостроителей уходило до кризиса на экспорт, и значительную часть этого объема составляли контейнеровозы и другие грузовые суда. Но именно отрасль морских грузоперевозок кризис затронул наиболее сильно. Крупнейшие порты мира констатируют резкое сокращение объема грузоперевозок. Так, объем контейнерных грузоперевозок через гавань Гамбурга сократился в 2009 году на треть. Мировые транспортные компании продолжают держать на приколе не менее 10% своего флота — и отзывают сделанные в последние годы заказы.

По подсчетам VSM, только за последние два года у немецких верфей были отозваны заказы на постройку 60 судов. «Поскольку в большинстве случаев речь идет о почти готовых судах, зачастую верфи предпочитают достраивать корабли, чтобы продать их за полцены другой транспортной компании», — констатирует председатель Союза немецких морских грузоперевозчиков (VDR) Михаэль Берендт. В свою очередь, это позволяет отдельным грузоперевозчикам резко снижать цены на услуги, и в результате начинается новый виток ценовой борьбы между грузоперевозчиками, что затрудняет размещение новых заказов на верфях для оставшихся игроков.

Выхода нет

В условиях продолжающегося структурного кризиса немецкие верфи могут рассчитывать только на неожиданную покупку новым инвестором или на помощь властей Германии. Так, летом 2009 года обанкротившиеся верфи Wadan, расположенные в балтийском Висмаре, были выкуплены за 40 млн евро российским инвестором Виталием Юсуфовым. Новый владелец, переименовавший верфи в Nordic Yards, объявил, что теперь они будут специализироваться на высокотехнологичном производстве танкеров, ледоколов и других специальных судов. Возможно, эта концепция оправдается — на прошлой неделе Nordic Yards подписала договор с «Норильским никелем» о постройке ледокольного танкера. Танкер длиной 170 метров должен быть заложен в июле 2010 года и сойти со стапелей в сентябре 2011-го — это первый заказ, полученный верфями с момента их приобретения новым инвестором.

Там же, где не хватает денег иностранных инвесторов, помощь верфям оказывают власти Германии. С начала января немецкий бюджет пытается спасти верфи Hegemann, на которых занято более 600 человек. Верфи были переданы в кризисное управление представителей собственников, банков, а также земли Мекленбург — Передняя Померания. Для выхода из кризиса верфи получили кредит в размере 280 млн евро — вдобавок к полученному в ноябре прошлого года кредиту в 48 млн евро от земельного правительства.

Но государственные деньги сами по себе вряд ли смогут оживить судостроительную отрасль. В 2009 году немецкое правительство уже выдавало морской транспортной компании Hapag-Lloyd стабилизационный кредит в размере 1,2 млрд евро, что должно было поддержать кризисный рынок судостроения. Власти также пытались помочь верфям Wadan и другим верфям, но результаты оказались более чем скромными. По мнению представителей VSM, неэффективность государственной помощи вызвана ее слишком малыми объемами. Председатель VSM Вернер Люкер подчеркивает, что за последние полтора года корейские судостроители получили около 30 млрд евро государственных субсидий. Таким образом, преимущество корейских производителей контейнеровозов в ходе кризиса только увеличится.

Пока же из немецких верфей более или менее успешно держатся на плаву только те, которые ориентируются на государственных заказчиков, как, например, бременская верфь Fassmer, производящая боевые корабли, а также полицейские и патрульные катера.

Берлин