В ожидании потребителя

Дарья Липатова
15 марта 2010, 00:00

Из-за кризиса рынок страхования, связанного с кредитованием, сократился вдвое. Но падение дало время подготовиться к будущему росту потребительской активности населения, качественно изменив взаимоотношения банков и страховых компаний в этой сфере

До недавнего времени одним из самых привлекательных видов деятельности для российских страховщиков было страхование, связанное с кредитованием, прежде всего с автомобильным и ипотечным.

Объем рынка страхования, связанного со всеми видами кредитования, непосредственно зависит от объема выданных кредитов. Финансовый кризис сильно изменил этот рынок. В 2008 году рынок банковского страхования составил 90 млрд рублей, причем на розничные виды страхования — автокредитование, ипотечное кредитование и страхование жизни и здоровья при выдаче потребительских кредитов — пришлось 80% (около 72 млрд рублей). Точных данных за 2009 год еще нет, но уже понятно, что объемы страхования, связанного с кредитованием, изменились пропорционально падению объемов выдаваемых кредитов. Сильнее всего пострадало ипотечное кредитование (объемы сократились в несколько раз), автокредитование потеряло порядка 50%, потребительское кредитование сократилось, по разным оценкам, на 10–20%. По оценке аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», сборы по страхованию, связанному с кредитованием, в 2009 году уменьшились на 50%.

Эффект встряски

«С одной стороны, страховые компании теряют объем, с другой — качество страхователей и их отношение к застрахованному имуществу улучшается, что в целом дает позитивный эффект», — полагает Виктор Маевский, директор департамента партнерских продаж в автостраховании ООО «СК “Цюрих”». Ощущение, что страховые премии падают с неба как манна небесная, которое страховщики испытывали в период кредитного бума 2007–2008 годов, прошло, и они начали совершенствовать свои бизнес-процессы, страховые продукты, менеджмент. А банки стали более тщательно подходить к выбору программы страхования залогов, определения объема страховой ответственности, подбору надежного партнера-страховщика для сокращения кредитного риска. Кроме того, за счет страхования увеличивается и комиссионный доход банков. «В результате банки воспринимают страхование как дополнительный источник прибыли и уделяют внимание его продвижению. Банкострахование еще недостаточно развито в России, и страховые компании имеют огромный потенциал на этом рынке», — считает Елена Белоусенко, заместитель генерального директора РОСНО. В ряде банков страхование при кредитовании стало практически обязательным, то есть кредит без страховки обходится клиенту дороже, нежели со страховкой (в связи с увеличением процентной ставки или комиссии за выдачу кредита клиентам, отказавшимся от страхования).

Критерии отбора

Несмотря на идеалы свободной конкуренции, участники российского страхового рынка настолько различны по уровню надежности и качеству предоставляемых услуг, что от проблемы аккредитации банками страховых компаний не уйти. Наличие параметров отбора воспринимается большинством страховщиков как естественная ситуация, вполне соответствующая реалиям сегодняшнего рынка. «Уход с рынка большого числа страховых компаний в прошлом году вынудил более тщательно подходить к выбору партнеров не только клиентов, но и банки. В то же время и страховые компании стали уделять внимание не только объемам продаж, как прежде, но и кредитным рискам контрагентов», — считает Наталья Карпова, вице-президент группы «Ренессанс Страхование». «Появление у большинства банков в открытом доступе четких правил аккредитации страховых компаний, требований к страхованию, финансовой устойчивости, в ряде случаев даже исчерпывающей информации о методике оценки и принципах анализа конкретной страховой компании создало единые и публичные правила для всех компаний, что является положительным моментом, устраивающим ФАС, банки, страховые компании и клиентов», — отмечает Сергей Устюков, генеральный директор компании «Оранта Страхование». При выборе страховой компании банки стали обращать внимание не только на стоимость услуги страхования, но и на качество покрытия рисков, уровень сервиса, устойчивость компании, ее историю. Вместе с тем грамотность населения в области страхования существенно выросла, и заемщики, имевшие опыт успешного урегулирования страховых случаев, уверенно делают самостоятельный выбор в пользу компании, обеспечивающей лучший сервис при рыночном тарифе. Страховщики сходятся во мнении, что существующая модель взаимоотношения банков и страховых компаний уже доказала свою эффективность в части развития как кредитного, так и страхового рынка.

Закон есть закон

Позиция ФАС в отношении контроля взаимодействия банков и страховых компаний до кризиса воспринималась как наиболее активная, хотя на сегодняшний день требования ФАС принципиально не изменились. «Активная позиция ФАС до этого была заметнее потому, что ФАС вообще начала работать в данном направлении и сразу же был ряд громких дел. Но сейчас, во-первых, из-за сокращения кредитования стало меньше жалоб от заемщиков (думаю, это основной фактор), а во-вторых, взаимоотношения банков и страховщиков стали более продуманными с юридической точки зрения», — считает Сергей Печников, старший управляющий продуктом управления страхования имущества ОСАО «РЕСО-Гарантия». «За последний год проведена большая совместная работа, итогом которой стало понимание основных проблемных вопросов регулирующими органами. Мы во многом изменили подход к организации взаимодействия с банками и заемщиками, что перевело взаимодействие с ФАС из конфликтной плоскости в плоскость рабочих отношений», — продолжает тему Дмитрий Пугашкин, директор управления страхования заемщиков кредитов ОАО ВСК. Страховщики приняли правила игры и научились вести работу так, чтобы не вызывать претензий регулятора, а наличие замечаний считается нормальной практикой. «Тем не менее у ФАС еще много работы по регулированию этого направления. Антимонопольный закон несовершенен, порой это приводит к тому, что требования ФАС к страховщикам и банкирам оказываются спорными, страховщики отмечают в законе ряд неоднозначных формулировок и положений», — полагает Михаил Дрокин, начальник отдела организации взаимодействия с банками СК «Согласие».

Скоро рассвет

В целом же рынок кредитования и, как следствие, страховой рынок находятся в замороженном состоянии. Банки кредитуют вяло, осторожничают. Татьяна Гар, руководитель центра стратегического развития и маркетинга страховой группы «Уралсиб», полагает, что рост рынка произойдет в основном за счет развития рынка краткосрочного потребительского кредитования и покажет лучшую динамику в сравнении с долгосрочным ипотечным кредитованием. Банкиры считают, что раз экономическая ситуация начала выправляться, то рост потребительского кредитования в 2010 году вполне вероятен, и многие банки сейчас готовятся к массовому запуску программ потребительских кредитов. С ипотекой и автокредитованием сложнее, так как крупные покупки люди будут делать только тогда, когда в полной мере восстановят свое материальное положение после потерь в кризис.

В страховом сообществе оптимизма относительно прогнозов на ближайшее время не наблюдается. Илья Метелкин, директор управления страхования ипотечных и финансовых рисков компании «Росгосстрах», предполагает, что «рынки потребительского кредитования и автокредитования в 2010 году в целом будут иметь тенденцию к росту. Большинство банков заявляет об активизации работы в этом направлении. Однако темпы роста, скорее всего, будут весьма умеренными». Восстановления докризисного уровня страхования, связанного с кредитованием, страховщики ожидают к середине 2011 года или в 2012-м. Если говорить об увеличении этого сегмента страхования, то в настоящий момент он зависит только от ситуации в экономике в целом. А от участников рынка зависит подготовка к будущему росту, которая позволит создать основы качественного развития и уверенно ждать повышения уровня доходов населения.