Вверх ногами — и прямо в космос

Культура
Москва, 22.03.2010
«Эксперт» №11 (697)
XV Открытый фестиваль анимационного кино показал, что за год в российской анимации все перевернулось вверх тормашками. Если еще недавно все казалось надежным и до скучности предсказуемым, то сегодня сюжет может обернуться любым неожиданным образом — или даже вовсе прерваться на самом интересном месте

Еще три года назад все наперебой говорили о возрождении нашей анимации: большая студия «Пилот» рассыпала перед зрителем горы самоцветов, Александр Петров оскароносно живописал маслом по стеклу, абсурдные мульты Ивана Максимова набирали популярность среди интернет-юзеров, «Смешарики» захватывали телевизионный эфир и телефонные сети, а молодой да быстрый Константин Бронзит отважно вступал в схватку со Шреками и прочими Тугарин-змеями на арене российского кинопроката… Все прошло. Российские аниматоры радовались бурно, но недолго. Возрождавшаяся за счет государственного финансирования, анимация оказалась слишком зависимой от разнообразных мелких и крупных политических событий, а в России погода, как известно, переменчива: то закон поменяют, то кабинет — в общем, не успели опомниться, а призрачное благополучие российской анимации испарилось так же неожиданно, как возникло.

Суздальского фестиваля 2010 года ждали с тревогой. Большая часть студий и режиссеров, которые в предыдущие годы поставляли фестивалю контент, подходили к очередному смотру с пустыми портфелями, и казалось, что не получится собрать даже крохотной программы. На деле все вышло не так плохо. Программа собралась, фестиваль состоялся, и в целом анимация наша пока не исчезла. Но при этом — как бы это сказать — умалилась.

Это сказалось на всем. И на объеме снятых фильмов: в 2009-м конкурс состоял из 97 мультфильмов общей длительностью 800 минут, а в 2010-м было 74 мультфильма, длительностью 460 минут. И на их средней длине: если в прошлом году она составляла 8 минут 20 секунд, то в этом — 6 минут 10 секунд. А главное, куда меньше стали амбиции. Если еще год назад конкурс был наполнен безбрежными «сериалами», такими как «Гора самоцветов», «Русская классика детям» и «Колыбельные мира», то новые проекты выглядят куда скромнее.

Студия «Мастер-фильм», например, представила несколько «Рассказов Чехова», выполненных в разной манере. Здесь и «Беззаконие» Натальи Мальгиной — классическая, изобразительно выразительная и очень театрализованная история про человека, нашедшего у себя на пороге кулек с младенцем. Рядом живописная и лиричная история про щенка от Сергея Серегина («Белолобый»). И очередной анимационный опыт комиксиста Хихуса, который решил посмотреть на ранние рассказы Чехова глазами современных подростков («Человек в пенсне»).

Если проект по Чехову в случае успеха может иметь продолжение и вне чеховского года, то цикл «Круглый год» (студия «Метрономфильм») изначально задуман очень компактным. Его создательница Вероника Федорова сделала по прозе Юрия Коваля двенадцать миниатюр, которые предлагают юному зрителю по-новому взглянуть на окружающий мир — и увидеть, например, как коты притворяются яблоками, чтобы подобраться поближе к снегирям.

Но меньше не всегда значит хуже. Более компактные проекты и более короткие фильмы задали более динамичный ритм фестивалю, который в этом году казался моложе, энергичнее и смелее.

Кто-то экспериментировал с графикой, как Юлия Рудицкая: ее сине-оранжевые

Новости партнеров

«Эксперт»
№11 (697) 22 марта 2010
Региональные выборы
Содержание:
Поиски политического лица

«Единая Россия» способна сохранить свое доминирование и без использования административного ресурса. В долгосрочном плане позиции партии зависят от того, сумеет ли она обрести собственное политическое лицо

Экономика и финансы
Реклама