Инвестиции в будущее

Александр Чертков
29 марта 2010, 00:00

«ЦентрТелеком» делает ставку на самые передовые технологии, которые позволяют предоставлять клиентам разнообразные современные телекоммуникационные услуги

О развитии телекоммуникационного бизнеса во Владимирской области «Эксперт» побеседовал с генеральным директором компании «Центр­Те­леком» Ваагном Мар­тиросяном.

— Ваагн Артаваздович, как бы вы оценили итоги 2009 года: что из планов компании в целом удалось осуществить, а что нет?

— В целом 2009-й для «ЦентрТелекома» оказался нормальным, достаточно успешным рабочим годом. Нашим надеждам на то, что даже в условиях кризиса абоненты «ЦентрТелекома» не перестанут пользоваться телефоном, доступом в интернет и другими телекоммуникационными сервисами, суждено было сбыться. И сегодня я могу сказать, что, по предварительным оценкам, результаты нашей работы в 2009 году достаточно внушительны.

Успешное существование и стабильное развитие «ЦентрТелекома» в условиях изменяющейся экономики — это, конечно же, не случайный результат. За последние несколько лет компания достаточно сильно изменилась. Реорганизация бизнес-процессов оказания услуг, внедрение современных IT-решений, в числе которых ERP-система Oracle E-Business Suite и биллинговые приложения, масштабная реконструкция транспортной сети во всех регионах Центрального федерального округа и сокращение численности персонала — все это создало предпосылки для стабильной работы «ЦентрТелекома» в 2009 году. Просто на данном этапе развития наша компания предоставляет актуальные именно сегодня телекоммуникационные услуги, чутко реагирует на изменение потребностей рынка и конкретного пользователя — будь то корпоративные или частные клиенты, поэтапно наращивает технические возможности, необходимые для успешной работы в будущем.

Конечно, я не могу сказать, что в 2009 году для нас все было очень просто. Мы значительно сократили объемы инвестиционной программы, отложив на некоторое время реализацию масштабных проектов. Но этот шаг позволил нам активно реформировать системы продаж, послепродажного обслуживания. В частности, в прошлом году мы открыли новый Центр взаимоотношений с клиентами в Липецке — новое хранилище для единой базы знаний «ЦентрТелекома» о наших клиентах, их вопросах, проблемах, пожеланиях. В этом же году в разных регионах ЦФО открылись более 40 новых центров продаж и обслуживания клиентов — настоящих современных салонов связи, куда наши абоненты приходят не для того, чтобы стоять в очереди для оплаты услуг, а для того, чтобы получить информацию о новых инфокоммуникационных возможностях, об их использовании. И все это в дружеской, располагающей обстановке.

— А в чем специфика развития услуг связи во Владимирской области?

— Во-первых, поскольку Владимир — столица древнерусского государства, Владимирская область имеет ряд историко-географических особенностей. Прежде всего протяженность с востока на запад, расположение города между крупными экономическими центрами — Москвой и Нижним Новгородом. Через область пролегают стратегические авто- и железнодорожные магистрали. Районные центры имеют довольно высокую численность населения. Поэтому сети связи владимирского филиала развиты на всей территории области. При численности населения региона 1430 тысяч человек емкость телефонной сети общего пользования составляет 365 тысяч номеров. Это достаточно высокий показатель.

Во-вторых, эти предпосылки обусловливают стремительное развитие телекоммуникационной инфраструктуры региона. Близость крупных промышленных центров и наличие множества магистральных каналов связи, проходящих по территории области, обеспечивают высокий уровень конкуренции в телекоммуникационной отрасли. Поэтому для удовлетворения растущих потребностей населения владимирский филиал «ЦентрТелекома» стремится постоянно обеспечивать высокое качество оказываемых услуг и развивать самые современные технологии.

Владимирские связисты одними из первых в России построили и ввели в эксплуатацию магистральную волоконно-оптическую сеть общей протяженностью 980 километров, связавшую цифровыми каналами все районные центры области. На базе данной сети организована также одна из первых сетей IP/MPLS пропускной способностью сначала 1 гигабит, а чуть позже — 10 гигабит в секунду.

— Какие услуги связи здесь наиболее востребованы?

— При наличии стабильного спроса на традиционную телефонию в последние годы во Владимирской области мы активно развиваем услуги передачи данных и доступа к сети интернет. Именно они сегодня наиболее востребованы и во Владимире, и в других регионах присутствия «ЦентрТелекома». С 2009 года в регионе мы предоставляем доступ в интернет не только по технологии ADSL 2+, но и на базе более перспективного технологического решения FTTx.

Кроме того, во Владимире и крупных городах области установлено 18 базовых станций системы широкополосного беспроводного доступа стандарта WiMax.

Опыт показал: чем прогрессивнее применяемая технология, тем выше потребительский спрос на услуги связи. Поэтому в программе развития средств связи 2010 года основной акцент сделан на технологию FTTx. Значительно расширена география ее применения — с трех крупных городов Владимирской области в 2009 году до восьми в 2010-м.

Владимирская область стала одной из пилотных при реализации нашего проекта по предоставлению услуг интерактивного телевидения Domolink TV. Сегодня этот сервис IPTV завоевывает все большую популярность у жителей региона.

— С какими трудностями сопряжено развитие услуг связи в области? Как эти трудности преодолеваются?

— Основная трудность — обеспечение оказания дотационных и социальных услуг: проводное вещание, телеграф и оказание услуг телефонной связи в сельской местности. Обслуживание соответствующих сетей связи требует значительных ресурсов, а сами услуги при этом для компании являются убыточными.

Проблема проводного вещания решается постепенным переводом абонентов на эфирный прием радиопрограмм. Для разрешения проблем телеграфной и сельской телефонной связи необходимы активные действия со стороны федеральных властей и администраций различного уровня. В частности, нужна комплексная программа коренной модернизации сети с государственной поддержкой и преобладающим финансированием из федерального бюджета.

— Какие новые услуги предлагает «ЦентрТелеком»? В чем их конкурентное преимущество?

— Как я уже говорил, сегодня наиболее востребована новая технология подключения к интернету — FTTx. Она позволяет обеспечить постоянный доступ к сети с недостижимым для других технологий качеством, надежностью и скоростью передачи информации. Внедрение технологии FTTx стало возможным благодаря областной мультисервисной сети IP MPLS, на базе которой можно получать самые современные телекоммуникационные услуги, включая IP TV; VPN — виртуальная частная сеть; УАТС — учрежденческая автоматическая телефонная станция и многие другие.

Но нельзя забывать, что основной наш продукт — традиционные услуги связи. Благодаря модернизации сети и использованию оборудования Softswitch «ЦентрТелеком» получил возможность предложить своим абонентам широкий набор новых сервисов, а также именуемый звучным термином Triple Play пакет услуг из «одной розетки» — телефонию, интерактивное телевидение и интернет.

И конечно же, Domolink TV — единственное доступное в области интерактивное телевидение. Это телевидение нового поколения, телевидение будущего. В отличие от систем кабельного, эфирного и спутникового вещания видеосигнал в системе IP TV доставляется до абонента в цифровом виде по оптико-волоконным линиям связи. Возможности IP TV позволяют получить помимо телевизионных каналов пакет интерактивных и интегрированных услуг. Телезритель может сам определять, что и в какое время ему смотреть. Вы, что называется, не вставая с дивана, с помощью пульта дистанционного управления через интерактивное меню получаете возможность выбирать и корректировать пакеты услуг и доступные программы, отслеживать систему расчетов и заказывать различные сервисы.

— Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для области?

— Потенциал технологии FTTх в несколько раз превышает показатели, которые обеспечивают существующие меднокабельные сети. FTTx более чем надежен в работе, так как вероятность помех в оптико-волоконной линии чрезвычайно мала. А за счет высокой скорости передачи данных можно получать самые современные мультисервисные услуги. По текущим оценкам, FTTx будет полностью удовлетворять запросам клиентов несколько десятков лет. Так что инвестиции в оптику — это инвестиции в будущее, причем не только для компании, но и для абонента.

Перспективна также технология ра­дио­доступа WiMax, которая позволяет подключиться к сети интернет без использования кабельных линий на удаленных и слабо обеспеченных инфраструктурой территориях.

Безусловно, IP-телефония — это также современный и перспективный вид связи, основанный на технологии передачи голосовой информации и факсов через интернет или любые другие цифровые каналы связи, использующие протокол IP. С точки зрения пользователя IP-телефония обеспечивает те же функции, что и традиционная телефонная связь — разговор или передача факса между абонентами городских или офисных АТС в реальном времени. Однако цифровые технологии и каналы позволяют значительно снизить стоимость междугородных и международных звонков.

— Что можно сказать о ближайших планах компании «ЦентрТелеком» во Владимирской области?

— «ЦентрТелеком» проводит активную инвестиционную политику, ежегодно направляя на развитие средств связи Владимирской области и внедрение новых технологий более 150 миллионов рублей. Деятельность компании прежде всего направлена на полное удовлетворение растущих потребностей абонентов в услугах связи, чтобы их ассортимент и качество соответствовали бы запросам не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Поэтому сегодня нам предстоит дальнейшая модернизация существующих сетей владимирского филиала ОАО «ЦентрТелеком» и создание мультисервисной инфраструктуры сети связи на базе NGN-технологий.