Совсем не мирная история

29 марта 2010, 00:00

Все началось в ноябре 1993 года, когда американский Национальный центр по разработке приложений для суперкомпьютеров (NCSA) представил браузер Mosaic 1.0 для операционной системы MS-DOS с графической оболочкой Windows 3. Mosaic не был первым браузером в принципе, но он был первым удобным веб-клиентом, который позволял пользоваться интернетом широкому кругу владельцев компьютеров. Браузер распространялся свободно для некоммерческого применения, к 1994 году по всему миру было уже несколько миллионов пользователей. Успех был обеспечен: Mosaic 1.0 отображал иллюстрации вместе с текстом и имел простой интерфейс. Для интернета это была революция, по масштабам подобная той, что произошла при переходе операционных систем от текстовых к графическим интерфейсам.

В 1994 году на зарождающемся рынке массовых браузеров случились еще два этапных события: Джеймс Кларк и Марк Андрессен, один из создателей Mosaic, основали компанию Netscape Communications в США, а группа исследователей из государственной норвежской телекоммуникационной компании Telegrafverket (сейчас — Telenor) разработала свой браузер — MutiTorg Opera 1.0. Браузер с многодокументным интерфейсом позволял работать сразу с несколькими страницами в одном окне приложения, применяя общую систему навигации, за счет чего пространство экрана использовалось более эффективно. Правда, первая версия Opera не распространялась. Еще одно важное событие 1994-го: права собственности на Mosaic выкупила компания Spyglass.

В следующем году браузеров стало три: Mosaic, Opera и Netscape Navigator — первый коммерческий браузер для домашнего пользования (при разработке использовались исходные коды Mosaic). Вот тогда и началась история массовой коммерциализации рынка: для распространения продукта Netscape применялась прогрессивная для того времени схема Shareware: человеку предлагалось короткое время бесплатно пользоваться программой и лишь потом решать, покупать ее или нет. Для корпоративных пользователей пакет стоил 99 долларов за одно рабочее место, для частных лиц — около 50 долларов. В 1995 году Netscape Communications завоевывает более 80% рынка и готовится к IPO, компанию оценивают примерно в 1 млрд долларов. Тем временем в Норвегии бывшие сотрудники Telegrafverket Гейр Иварсей и Йон фон Течнер, не видя большого интереса руководства компании к браузерам, организуют Opera Software ASA, чтобы создать независимый продукт на базе MultiTorg Opera. И тут на рынке появляется Microsoft, который выпускает одну за другой две версии Internet Explorer — 1.0 в августе и 2.0 в ноябре. Версии, которые на основе все той же Mosaic сделала компания Spyglass, распространяются в комплекте Microsoft Plus! (все удовольствие стоило около 50 долларов). Microsoft делает предложение Netscape о разделе сфер влияния — Netscape предлагается сосредоточиться на других платформах, перестав заниматься веб-клиентом для Windows. Последовал предсказуемый отказ — так началась война браузеров.

В 1996 году Microsoft нанимает программистов из Spyglass для создания собственного браузера и меняет политику, делая Internet Explorer 3.0 бесплатным для владельцев операционной системы Windows — веб-клиент включается в пакет обновлений OSR2 для Windows 95. Результат: монополии Netscape на рынке приходит конец, доли браузеров выравниваются, по техническому уровню с выходом в 1997 году четвертой версии Explorer догоняет Netscape. Продукт Microsoft начинает наступать на Netscape по всем фронтам, в том числе финансируя разработку стандартов создания документов в мировой сети через World Wide Web Consortium (W3C) — некоммерческую организацию, призванную выработать единые стандарты. Microsoft разрабатывает и внедряет свои стандарты в продуктах, а W3C их принимает как прогрессивные. Netscape, по сути дела, остается принимать майкрософтовские стандарты.

Второе направление экспансии Microsoft — бесплатное распространение браузера через интернет-провайдеров.

Вчистую проиграв конкурентную борьбу, в 2000 году Netscape Communications продается компании America Online, открывает исходные коды браузера, и он делается бесплатным, команда разработчиков расформировывается и переводится в другие проекты.

Первый этап войны браузеров оставил, образно говоря, выжженную землю, на которой приживались только бесплатные продукты. Итогом борьбы стала монополия бесплатного Internet Explorer как в частном, так и в корпоративном сегменте.

Единственным игроком, который все-таки не утратил в начале 2000‑х надежду получить на этом рынке прибыль, оставалась норвежская Opera Software. Компания решила попробовать новую рекламную модель монетизации браузера. Opera 5.0, вышедшая в декабре 2000-го, была бесплатна, но, если пользователь не желал видеть «горячие предложения» во время сеансов работы с программой, то он должен был заплатить лицензионный сбор, и тогда реклама исчезала после ввода полученного ключа.

Opera Software использовала платно-рекламную модель до сентября 2005 года, когда появилась новая — уже бесплатная — версия Opera 8.5. Одной из причин такого решения стал выход в 2004 году бесплатного браузера Mozilla Firefox c открытым кодом.

А потом маленьким независимым компаниям подыграл сам Microsoft. Корпорация, завоевав рынок (в 2002–2003 годах ее доля составляла 95%), успокоилась. Эксперты отмечают, что Internet Explorer к 2006 году находился на этапе развития, соответствующем концу 1990-х. Это вполне типично для монополиста, работающего на рынке, не приносящем прибыли. Пользователю нужно от браузера всего две вещи — удобный интерфейс и высокая скорость загрузки страниц. И в этом веб-клиент Microsoft сильно отстал от продуктов независимых разработчиков — браузеров Opera и появившегося в 2004 году FireFox, созданного на основе исходных кодов Netscape. А в 2007–2008 годах в войну браузеров включились Chrome (Google) и Safari (Apple).