Символ страны ХХI века

Культура
Москва, 29.03.2010
«Эксперт» №12 (698)
Четвертый терминал аэропорта Барахас в Мадриде доказывает, что эстетский имидж, разумная функциональность и гармоничная интеграция в ландшафт могут сделать аэропорт лицом целой нации

В 2010 году в эксплуатацию вступают все сооружения и мощности четвертого терминала мадридского аэропорта Барахас, уже названного «образцом экологической и эстетической безупречности». А планируемый в связи с этим пассажиропоток в 35 миллионов человек в год сделает его вторым по величине после лондонского Хитроу европейским аэропортом и главным транспортным узлом, связывающим Европу с Латинской Америкой.

Все началось в 1997 году, когда Управление национальными аэропортами Испании (AENA) объявило международный конкурс на проект строительства четвертого терминала Барахаса и его сателлита T-1S (New Terminal Area — NAT). В основу легла идея о современном аэропорте как главном фасаде страны, ведь это первое, а при пересадке, возможно, единственное место встречи пассажира с государством. Из девяноста представленных заявок выбрали проект основоположника хайтека, как квалифицируют его современные критики, Ричарда Роджерса, разработанный совместно с испанским архитектурным бюро Estudio Lamela и инженерами компаний Initec и TPS. Роджерс, знаменитый эксцентричными зданиями по всей Европе, в очередной раз предстал перфекционистом и позвал в команду лучших. Фасадами занимались инженеры Arup, уже давно получившие международное признание, а освещением — мировые флагманы светоинсталляций Джонатан Спирс и Марк Мейджер. В 2007 году терминал открыл двери пассажирам.

От безликости к узнаваемости

Роджерс уже имел опыт строительства аэропортов. В частности, за ним числится пятый терминал аэропорта Хитроу, который он начал строить на восемь лет раньше, а закончил на два года позже Барахаса. При этом лондонский терминал уступает мадридскому по площади, но превосходит по стоимости почти в четыре раза (4,3 млрд фунтов против 1,24 млрд евро). Однако «англичанин», став очередным классическим образцом хайтека, не сумел, увы, обрести своего лица, заменив его маской безликого современного пространства. Он попал в ряд многих новейших аэропортов, высокотехнологичных и функциональных, рассчитанных на стремительное развитие воздушного транспорта и увеличение пассажиропотока — эдакое переплетение ажурных конструкций из бетона, стекла и металла. Прозрачность, относимая к главным достоинствам таких зданий, позволяет по максимуму использовать естественное освещение и делать предельно ясной систему ориентации людей в большом пространстве.

Но в Мадриде Роджерс, не отказываясь от явных преимуществ современной архитектуры, решил придать терминалу индивидуальности, а значит, сделать узнаваемым и незабываемым.

Акцент на цвет

«Цвета! Цвета! Яркого цвета не хватало модернизму, а затем и хайтеку! Красный, зеленый, желтый… где они? Нельзя же видеть и строить мир черно-бело-серым, стальным и хромированным! Где теплое дерево? Где натуральный камень? Почему только металл, стекло и бетон? Не хватает цвета!» — восклицал патриарх итальянского дизайна и архитектуры Этторе Соттсасс. Но и злоупотреблять цветом опасно: когда его много, пространство становится перенасыщенным, нелепым, и проект обречен н

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (698) 29 марта 2010
    Китай. Тайвань
    Содержание:
    На полном ходу

    Несмотря на тридцать лет быстрого роста, Китай остается достаточно бедной страной с огромным количеством острейших проблем. Только высокая концентрация политической власти позволяет КНР играть роль мощного независимого центра силы

    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама