Зарплата проводника

Василий Каснакин
29 марта 2010, 00:00

Получение прибыли на рынке бесплатных браузеров — нетривиальная задача. Решить ее удалось компании со скромной рыночной долей в 2% — норвежской Opera Software ASA

В середине марта Microsoft представил новую версию браузера Internet Explorer 9.0, доступную только пользователям операционных систем Windows 7 и Vista. Новинка вряд ли восстановит лидерство американской корпорации на этом рынке (см. график 2), но она должна хотя бы замедлить сокращение рыночной доли Microsoft.

Internet Explorer 9.0, согласно сложившейся традиции, бесплатен, как бесплатны и браузеры-конкуренты: ветераны рынка Opera и Mozilla Firefox одноименных компаний, Safari, детище Apple, и самый молодой продукт Chrome от интернет-гиганта Google. Между ними идет жесткая борьба.

Казалось бы, не все ли равно, какую иконку нажимает пользователь на рабочем столе, чтобы войти в интернет? На самом деле бесплатный сервис предоставляет солидные коммерческие возможности — на рынке уже действует несколько интересных бизнес-моделей. Больше всего источников извлечения прибыли у небольшой по мировым меркам норвежской компании Opera.

Цель или средство?

По тому, как оценивается роль интернет-браузеров в продуктовой линейке компании, производителей можно разделить на две условные группы. К первой относятся гиганты IT-индустрии Microsoft, Google, Apple. Для них разработка и поддержка браузеров (или, как теперь модно говорить, веб-клиентов) является субсидируемым направлением, которое лишь привлекает пользователя к другим продуктам и решениям компании. Вторую группу составляют независимые компании — норвежская Opera Software и американская Mozilla Corporation, которые научились зарабатывать деньги на самих браузерах. При этом идеологический подход к использованию возможностей продвижения сервисов с помощью браузера у обеих групп одинаков. Но только если Microsoft и Google продвигают свои сервисы, в частности поиск, то Opera Software и Mozilla Corporation продвигают услуги сторонних компаний, естественно, не бесплатно.

Что касается гигантов, то тут все ясно. В какой-то момент Google и Apple поняли: зависимость от чужого софта в таком деле, как интернет, критична. А вдруг сторонний производитель возьмет и заблокирует доступ к их многочисленным сайтам? Им был нужен свой браузер — собственная дверь в мировую сеть, открыв которую, пользователь окажется в нужной IT-гиганту комнате, то есть на странице того или иного сервиса компании. Их браузеры — это часть большой интернет-империи, где все взаимосвязано. Сейчас невозможно представить операционную систему для компьютеров или ноутбуков, которая не имела бы встроенного веб-клиента. Особенно отчетливо это видно в операционной системе Google Chrome OS, ориентированной на использование не приложений, а сервисов, предоставляемых в сети интернет, причем преимущественно компанией Google. Привычные Office от Microsoft и iWork от Apple в новой операционной системе заменит онлайн-сервис Google Docs, а старую электронную почту — Gmail. Microsoft же, наоборот, выстраивает свою интернет-пирамиду, начав с браузера: уже запущен поисковик, готовится веб-вариант офисного пакета и так далее.

Получается, ловить независимым компаниям на этом рынке нечего. Но на самом деле именно они на протяжении всей истории существования браузеров являлись основными инноваторами в данном сегменте (см. «Совсем не мирная история»).

Быстрота и удобство

Браузеры различаются интерфейсами, поддержкой различных веб-стандартов и алгоритмами обработки кода страниц. Причем интерфейс пользователя — основное конкурентное преимущество. Вперед вырвалась Opera. Так, в последней версии браузера элементы интерфейса можно расположить не традиционно вертикально, а горизонтально, что позволяет более оптимально использовать пространство широкоформатного экрана. Также удобной является экспресс-панель, которая есть и в Opera, и в Safari (в FireFox она отсутствует и реализуется сторонним дополнением). Что касается веб-стандартов и алгоритмов — эти параметры проверяются с помощью тестов Acid2 и Acid3, на которые ориентируются независимые разработчики, — то Opera и FireFox здесь далеко впереди. А что же Microsoft? Он заявляет, что прохождение теста Acid3 браузером Internet Explorer не является для компании первоочередной задачей. Ну и конечно, имеет значение скорость загрузки страниц. По этому параметру пока лидируют Google Chrome и Opera.

Денежные родники

В октябре 2008 года один из соучредителей, а тогда еще генеральный директор Opera Software Йон фон Течнер рассказывал газете New York Times, что на тот момент компания получала более доллара в год с каждого пользователя. Он не вдавался в подробности, но уже тогда стало ясно: самым надежным источником дохода для браузеров стали поисковые машины.

Сейчас для Mozilla Corporation интернет-гигант Google является основным источником доходов, он приносит компании до 90% выручки, а Opera Software получает около 25% своих мировых доходов от различных партнерских программ, связанных с настольным браузером. Абсолютные значения известны только об Opera Software: в 2009 году ее выручка составила 103,8 млн долларов, из них на доходы от браузеров для ПК пришлось 31,3 млн. И именно Opera оказалась единственной, кто показал чистую прибыль на этом рынке.

Как же зарабатывает производитель браузера на поиске? Поисковики платят ему определенную сумму за каждый переход на свою страницу. При этом размер вознаграждения зависит от того, есть ли у браузера так называемая приоритетная позиция, иными словами, установлен ли в браузере какой-то поиск по умолчанию.

Как нетрудно догадаться, в Internet Explorer поставщиком услуг поиска выступают майкрософтовский сервис Bing, а также Yahoo! Google Chrome, естественно, использует продукт материнской компании. В браузерах Opera и FireFox Google также является поиском, установленным по умолчанию. При этом пользователь может сам менять настройки поиска.

Россия одна из немногих стран, где есть собственный лидер поиска — «Яндекс». Сейчас он присутствует в официальных дистрибутивах, распространяемых компаниями Opera и FireFox, а сам поисковик распространяет Internet Explorer и FireFox с включенным «Яндекс.Бар» — панелью инструментов с собственными сервисами.

Норвежцы придумали еще и специальную экспресс-панель, и туда для русской версии они встроили ссылку не только на поиск «Яндекса», но и на магазин Ozon.ru, интернет-аукцион «Молоток.Ру» и «Игры@Mail.Ru». Гиперссылки на панели являются реферальными — содержат указание на то, откуда пришел пользователь. Соответственно, технически реализуется оплата за каждого пришедшего клиента. Подобные партнерские программы работают у Opera по всему миру. Правда, пока продвижение услуг сторонних компаний — ниша, не полностью освоенная браузерами.

Еще один стандартный источник получения прибыли — консалтинговые услуги и техническая поддержка. Но настоящим Эльдорадо в последние годы становится мир мобильных устройств, которые стремительно подключаются к сети.

Интернет в каждом гаджете

Изначально каждый производитель мобильных телефонов разрабатывал собственный браузер и ставил его на свои устройства, но зачастую такие продукты из-за отсутствия опыта у разработчика получались не очень удобными. Этим и воспользовалась Opera Software, которая первой из разработчиков ПО для компьютеров серьезно занялась разработкой
браузеров для мобильных телефонов. Сейчас ее Opera Mini является доминирующим веб-клиентом для мобильных телефонов: им пользуется около 50 млн человек по всему миру, это около 25% пользователей мобильного интернета. Особенность браузера в том, что он предъявляет низкие требования к аппаратной части, поскольку ядро браузера работает на прокси-серверах, принадлежащих компании Opera Software ASA, установленных по всему миру, а уже оптимизированный этими серверами код передается на телефон. Это значительно ускоряет загрузку веб-страниц и позволяет экономить трафик, который в сотовых сетях дорог.

Что касается монетизации, тот тут бизнес-модели очень схожи с настольным браузером — это поиск и партнерские программы. Так, с 2008 года «Яндекс» является поиском по умолчанию в браузере для мобильных телефонов Opera Mini, распространяемых в России, глобальный поставщик поиска с того же года Google. В российской версии Opera Mini интегрирован поиск по сервисам «Молоток.Ру» и Ozon.ru и экспресс-панель содержит реферальные ссылки на «Яндекс», «ВКонтакте» и другие сервисы. 15 февраля компания МТС подписала соглашение с Opera Software ASA, согласно которому кобрендинговый браузер будет обеспечивать пользователям возможность быстрого доступа к разделам портала цифровой дистрибуции Omlet.ru.

С сентября прошлого года оператор связи «Мегафон» предоставляет в столице безлимитный интернет пользователям Opera Mini по цене 7 рублей в день. Для оператора T-Mobile на базе Opera Mini создан браузер, на котором базируется платный сервис доступа к интернету Web’n’Walk, логотипы Opera в браузере отсутствуют. Подобные программы приносят прибыль Opera Software ASA по модели разделения выручки: оператор делится выручкой от предоставляемых услуг с разработчиком браузера. А производители смартфонов, коммуникаторов и КПК платят разработчику вознаграждение за каждый проданный аппарат с предустановленным веб-клиентом. Не за горами мобильная реклама. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Еще одним направлением монетизации браузера является разработка кастомизированных решений для различных устройств, имеющих доступ к сети интернет: игровых приставок, портативных медиаплееров, интернет-телефонов и телевизоров. Интересно, что сейчас на мировом рынке около 25% моделей телевизоров имеют возможность подключения к интернету, в том числе и по беспроводным протоколам. Недавно Google совместно с Sony, Intel и Logitech объявили о сотрудничестве в области разработки интернет-приставки для телевизоров.

Особенность браузеров для подобных устройств заключается в адаптации элементов управления — ведь геймпад игровой приставки и пульт управления телевизором не очень похожи на привычную веб-клиентам связку мыши и клавиатуры.

И тут снова всех опередили норвежцы, выпустившие специальный софт Opera Devices SDK, который позволяет создать браузер под существующие аппаратные требования и элементы управления. Opera Software получает вознаграждение за каждое проданное устройство с браузером на ядре Opera. Всего сейчас в компании ведется около 150 различных проектов, так или иначе связанных с кастомизацией браузера для той или иной платформы.

Есть еще одно направление монетизации, к которому даже проворные норвежцы пока не решаются подступиться. Все дело в том, что браузеры знают о клиентах еще больше, чем поисковые машины. Они помнят ссылки и на страницу банков, где обслуживается пользователь, и его любимые интернет-магазины, и адреса блогов его друзей. То есть теоретически могут предоставить заказчику возможность размещать кастомизированную рекламу. Или подзаработать на шпионаже. Пока последнее исключается лицензионным соглашением. Но ведь соглашение никто не читает, и в какой-то момент его можно будет чуть-чуть изменить.