Зарплата проводника

Международный бизнес
Москва, 29.03.2010
«Эксперт» №12 (698)
Получение прибыли на рынке бесплатных браузеров — нетривиальная задача. Решить ее удалось компании со скромной рыночной долей в 2% — норвежской Opera Software ASA

В середине марта Microsoft представил новую версию браузера Internet Explorer 9.0, доступную только пользователям операционных систем Windows 7 и Vista. Новинка вряд ли восстановит лидерство американской корпорации на этом рынке (см. график 2), но она должна хотя бы замедлить сокращение рыночной доли Microsoft.

Internet Explorer 9.0, согласно сложившейся традиции, бесплатен, как бесплатны и браузеры-конкуренты: ветераны рынка Opera и Mozilla Firefox одноименных компаний, Safari, детище Apple, и самый молодой продукт Chrome от интернет-гиганта Google. Между ними идет жесткая борьба.

Казалось бы, не все ли равно, какую иконку нажимает пользователь на рабочем столе, чтобы войти в интернет? На самом деле бесплатный сервис предоставляет солидные коммерческие возможности — на рынке уже действует несколько интересных бизнес-моделей. Больше всего источников извлечения прибыли у небольшой по мировым меркам норвежской компании Opera.

Цель или средство?

По тому, как оценивается роль интернет-браузеров в продуктовой линейке компании, производителей можно разделить на две условные группы. К первой относятся гиганты IT-индустрии Microsoft, Google, Apple. Для них разработка и поддержка браузеров (или, как теперь модно говорить, веб-клиентов) является субсидируемым направлением, которое лишь привлекает пользователя к другим продуктам и решениям компании. Вторую группу составляют независимые компании — норвежская Opera Software и американская Mozilla Corporation, которые научились зарабатывать деньги на самих браузерах. При этом идеологический подход к использованию возможностей продвижения сервисов с помощью браузера у обеих групп одинаков. Но только если Microsoft и Google продвигают свои сервисы, в частности поиск, то Opera Software и Mozilla Corporation продвигают услуги сторонних компаний, естественно, не бесплатно.

Что касается гигантов, то тут все ясно. В какой-то момент Google и Apple поняли: зависимость от чужого софта в таком деле, как интернет, критична. А вдруг сторонний производитель возьмет и заблокирует доступ к их многочисленным сайтам? Им был нужен свой браузер — собственная дверь в мировую сеть, открыв которую, пользователь окажется в нужной IT-гиганту комнате, то есть на странице того или иного сервиса компании. Их браузеры — это часть большой интернет-империи, где все взаимосвязано. Сейчас невозможно представить операционную систему для компьютеров или ноутбуков, которая не имела бы встроенного веб-клиента. Особенно отчетливо это видно в операционной системе Google Chrome OS, ориентированной на использование не приложений, а сервисов, предоставляемых в сети интернет, причем преимущественно компанией Google. Привычные Office от Microsoft и iWork от Apple в новой операционной системе заменит онлайн-сервис Google Docs, а старую электронную почту — Gmail. Microsoft же, наоборот, выстраивает свою интернет-пирамиду, начав с браузера: уже запущен поисковик, готовится веб-вариант офисного пакета и так далее.

Получается, ловить независимым компаниям на

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (698) 29 марта 2010
    Китай. Тайвань
    Содержание:
    На полном ходу

    Несмотря на тридцать лет быстрого роста, Китай остается достаточно бедной страной с огромным количеством острейших проблем. Только высокая концентрация политической власти позволяет КНР играть роль мощного независимого центра силы

    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама