Российский game — японский play

Дмитрий Ланин
5 апреля 2010, 00:00

Уже третий инвестиционный фонд входит в состав акционеров компании Gameland. Инвесторам импонирует, что она в отличие от большинства российских медиа не гонится за масштабом и делает ставку на узкие целевые группы

Японский инвестфонд UMJ Russia Fund приобрел миноритарную долю в ООО «Гейм нетворк», владеющем круглосуточным кабельным телеканалом об играх Gameland.TV. Параметры сделки стороны не раскрывают. Однако, по сообщениям в СМИ, UMJ Russia Fund заплатил 3 млн долларов за 30% акций. Представители UMJ объяснили свой интерес к активу его перспективностью в России и за ее пределами на фоне роста спроса на компьютерные игры и глобализацию так называемой геймерской субкультуры.

От производства контента к его продаже

По оценкам экспертов, выручка канала Gameland.TV составляет 1–1,5 млн долларов. «Исходя из имеющихся данных, UMJ Russia Fund оценило Gameland.TV в девять-десять миллионов долларов, или в семь-девять выручек, что достаточно высоко для отрасли, но, учитывая потенциал роста, премия разумна», — говорит аналитик Deutsche Bank Юлия Гордеева. Для сравнения: в среднем по рынку инвесторы оценивают телеканалы, у которых потенциал роста меньше, в две-четыре выручки.

Gameland.TV был запущен в феврале 2008 года. Основную тематику представляют передачи про компьютерные игры: освещение новинок, описание прохождений и др. По оценке TNS, месячная аудитория канала составляет, по данным на сентябрь–октябрь 2009 года, 0,5% зрителей — 334 тыс. человек. Это чуть меньше, чем у Первого игрового канала, месячная аудитория которого 0,6%, или 408 тыс. человек. При этом, по словам директора по развитию «TNS Россия» Дмитрия Колесова, аудитория обоих каналов стабильна и практически не изменилась за последние полгода. «Абсолютный объем аудитории небольшой, что вызвано, на наш взгляд, прежде всего узкой тематикой», — пояснил Колесов. Таким образом, рост числа зрителей канала в ближайшем будущем маловероятен.

Благодаря сделке, а также благодаря глобальному характеру геймерской культуры канал рассчитывает выйти на международный уровень. Речь идет о создании и перепродаже контента собственного производства. Как рассказал управляющий директор компании Gameland Давид Шостак, первые контракты уже заключены. Наибольшим спросом у покупателей контента пользуются три программы: «TOP5» — о пяти самых успешных проектах в той или иной номинации (например, пять самых красивых героинь игр); «Проходняк» — программа, в которой ведущий раскрывает секреты той или иной компьютерной игры; игроклипы — видеоряд, идущий под музыку из соответствующей игры. Именно на развитие контентного бизнеса Gameland и собирается направить полученные от сделки средства, в частности на укрепление инфраструктуры продаж (покупка и создание баз данных по потенциальным покупателям, маркетинг) и заключение контрактов с зарубежными ведущими и сценаристами.

Планируется расширять объем целевой аудитории за счет смены позиционирования канала — с «геймерского» на «мужской». Для этого доля программ про компьютерные игры в общем объеме вещания будет сокращена, а освободившееся эфирное время займут передачи о кино и спорте. Кроме того, сейчас Gameland ведет переговоры с мужскими журналами, реализующими свое файловое интернет-телевидение, о создании партнерства и включении их роликов в свой эфир.

Диверсифицируй это

Нынешняя сделка — уже не первый опыт взаимодействия Gameland с инвестиционным фондом. В 2004 году в результате допэмисии около 20% акций компании приобрел инвестфонд Mint Capital. Тремя годами позже список инвесторов пополнил фонд Russia New Growth Fund, созданный Troika Capital Partners. По имеющейся информации, за 20–25% акций Gameland фонд заплатил около 12 млн долларов. В результате второго дополнительного выпуска бумаг доля Mint Capital сократилась до 15%. По словам Давида Шостака, нынешняя эмиссия на структуре собственников не отразится, поскольку эмитентом выступает другое юридическое лицо, на котором числятся только телевизионные активы. «В условиях кризиса дополнительный выпуск бумаг оказался для нас оптимальным инструментом, — поясняет топ-менеджер. — Это позволило нам привлечь средства и крупный инвестфонд в акционеры и одновременно воздержаться от увеличения долговой нагрузки».

Сделка с UMJ отвечает планам Gameland по реструктуризации бизнеса, цель которой — сокращение доли издательского сегмента и увеличение доли непечатных проектов. Так, в кризис, когда журнальный рынок упал более чем на 40%, компания закрыла несколько журналов: Gamer, Total Film, Mountain Bike Action и другие. По словам Шостака, сейчас на печатные активы Gameland приходится около 80% всей выручки, однако в планах на 2010 год — уменьшить показатель до 70%. Оставшиеся 20% приносят телеканал, ивент-менеджмент и интернет-проекты. Самое слабое звено в этом списке — ивент-менеджмент, число проектов здесь в прошлом году резко сократилось вследствие падения спроса со стороны рекламодателей.

В начале марта Gameland запустила сайт для любителей покера. Таким образом, она продолжает делать ставку на нишевые проекты. «В компании существует исследовательский отдел, задача которого — искать тематические ресурсы и оценивать спрос на них, а затем разрабатывать конкретные предложения по той или иной нише», — пояснил Давид Шостак. Еще одно направление развития — продажа рекламы внутри социальных сетей. Проекты последнего времени: интеграция акустических систем SVEN в игру «Ресторатор», создание брендированного приложения «Признайся в любви к футболу» для бренда Puma внутри социальной сети «Вконтакте», проект со Сбербанком во время Олимпийских игр в Ванкувере.