В поисках точек роста

Спецвыпуск
Москва, 05.04.2010
Несмотря на снижение стоимости и рост доступности фондирования для факторов, рынок факторинга в 2009 году упал на 40% — сказалось сокращение спроса со стороны клиентов

Объем факторингового рынка по итогам 2009 года составил 361 млрд рублей. В поисках новых клиентов факторы начнут активнее развивать безрегрессный факторинг, который и будет локомотивом роста в 2010 году. Другой точкой роста станет региональный рынок. Здесь шанс увеличить свою долю есть у банков с широкой филиальной сетью. По оценкам «Эксперт РА», объем рынка в 2010 году составит 450–500 млрд рублей (темпы прироста ожидаются на уровне 25–35%).

Продуктовая сегментация на рынке приведет к тому, что банки в ближайшей перспективе обзаведутся дочерними небанковскими компаниями и переведут туда часть бизнеса, требующего поддерживать большой объем резервов на возможные потери по ссудам. Факторинговые продукты с высокой добавленной стоимостью станут прерогативой специализированных факторов, а банки будут заниматься факторингом поставщиков товаров FMCG в адрес
федерального ритейла.

Нет отсрочки — нет факторинга

Темпы прироста рынка факторинга в 2009-м относительно предыдущего года отрицательны — минус 40% (см. график); если не учитывать результаты ФК «Еврокоммерц» в объемах рынка в 2008 году, за прошлый год сокращение составило 29,3%. Обычное для рынка соотношение объемов уступленных требований по полугодиям, близкое к 1:2, не характерно для 2009 года: во втором полугодии объемы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели первого полугодия.

Еще в начале 2009 года сокращение объемов рынка было связано как с проблемами ресурсной базы, так и с сокращением числа потенциальных клиентов. С конца года можно говорить о том, что доступность фондирования для факторов существенно выросла. Банковская система испытывает давление избыточной ликвидности, а ресурсная база специализированных факторов в основном опирается на материнские банки. «Сказать, что банковская система сейчас находится в “переликвиде”, — это не сказать ничего. Огромное количество денег кредитные организации сейчас размещают в диапазоне 4,5–5,5 процента», — уверяет Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка. Кроме того, на рынке появились новые источники фондирования: Российский банк развития в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства уже предоставил кредиты двум специализированным компаниям — ФК «Лайф» и Русской факторинговой компании.

Основной проблемой развития рынка факторинга остается сокращение базы потенциальных клиентов. В начале прошлого года сужение клиентской базы было основано на ужесточении требований к клиентам и дебиторам со стороны факторов. Тогда поставщики приходили за факторингом как за спасательным кругом, их не пугал даже рост ставок. Теперь же клиенты, памятуя о трудностях в получении факторинговых услуг на пике кризиса и отказах факторов в предоставлении финансирования, стараются опираться преимущественно на собственные средства. Высокая доля заемных ресурсов в пассивах поставщиков в кризис оказалась одной из главных причин неустойчивости их финансового положения, поэтому выжившие клиенты факторов с опаской бер

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (699) 5 апреля 2010
    Взрывы в Мосвке и Кизляре
    Содержание:
    Испытание взрывом

    Серия атак террористов-смертников в Москве и Кизляре — это попытка вооруженного исламистского подполья захватить политическую инициативу. Такие попытки могут быть и в будущем. Но у них нет шансов на успех

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама