В поисках точек роста

Несмотря на снижение стоимости и рост доступности фондирования для факторов, рынок факторинга в 2009 году упал на 40% — сказалось сокращение спроса со стороны клиентов

Объем факторингового рынка по итогам 2009 года составил 361 млрд рублей. В поисках новых клиентов факторы начнут активнее развивать безрегрессный факторинг, который и будет локомотивом роста в 2010 году. Другой точкой роста станет региональный рынок. Здесь шанс увеличить свою долю есть у банков с широкой филиальной сетью. По оценкам «Эксперт РА», объем рынка в 2010 году составит 450–500 млрд рублей (темпы прироста ожидаются на уровне 25–35%).

Продуктовая сегментация на рынке приведет к тому, что банки в ближайшей перспективе обзаведутся дочерними небанковскими компаниями и переведут туда часть бизнеса, требующего поддерживать большой объем резервов на возможные потери по ссудам. Факторинговые продукты с высокой добавленной стоимостью станут прерогативой специализированных факторов, а банки будут заниматься факторингом поставщиков товаров FMCG в адрес
федерального ритейла.

Нет отсрочки — нет факторинга

Темпы прироста рынка факторинга в 2009-м относительно предыдущего года отрицательны — минус 40% (см. график); если не учитывать результаты ФК «Еврокоммерц» в объемах рынка в 2008 году, за прошлый год сокращение составило 29,3%. Обычное для рынка соотношение объемов уступленных требований по полугодиям, близкое к 1:2, не характерно для 2009 года: во втором полугодии объемы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели первого полугодия.

Еще в начале 2009 года сокращение объемов рынка было связано как с проблемами ресурсной базы, так и с сокращением числа потенциальных клиентов. С конца года можно говорить о том, что доступность фондирования для факторов существенно выросла. Банковская система испытывает давление избыточной ликвидности, а ресурсная база специализированных факторов в основном опирается на материнские банки. «Сказать, что банковская система сейчас находится в “переликвиде”, — это не сказать ничего. Огромное количество денег кредитные организации сейчас размещают в диапазоне 4,5–5,5 процента», — уверяет Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка. Кроме того, на рынке появились новые источники фондирования: Российский банк развития в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства уже предоставил кредиты двум специализированным компаниям — ФК «Лайф» и Русской факторинговой компании.

Основной проблемой развития рынка факторинга остается сокращение базы потенциальных клиентов. В начале прошлого года сужение клиентской базы было основано на ужесточении требований к клиентам и дебиторам со стороны факторов. Тогда поставщики приходили за факторингом как за спасательным кругом, их не пугал даже рост ставок. Теперь же клиенты, памятуя о трудностях в получении факторинговых услуг на пике кризиса и отказах факторов в предоставлении финансирования, стараются опираться преимущественно на собственные средства. Высокая доля заемных ресурсов в пассивах поставщиков в кризис оказалась одной из главных причин неустойчивости их финансового положения, поэтому выжившие клиенты факторов с опаской берут сегодня взаймы.

Главной проблемой предприятий оптовой торговли является низкая платежная дисциплина дебиторов. Только 11,5% рынка по итогам 2009 года представлено факторингом без регресса, и в большинстве случаев неплатежи дебиторов ложатся на плечи поставщиков. «Поставщики, столкнувшись с неплатежами со стороны дебиторов, перестали отгружать товар с отсрочкой платежа, соответственно, нет отсрочки — нет факторинга», — комментирует Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании.

В условиях снижения спроса на факторинг увеличить свою долю рынка возможно прежде всего за счет эффективного маркетинга и широкой филиальной сети. В 2007 году «Эксперт РА» провело опрос факторов, попросив назвать основные составляющие успеха игрока на факторинговом рынке. Из семи предложенных вариантов на последнем месте оказался эффективный маркетинг. В 2007 году рынок вырос в два раза относительно 2006‑го, и от клиентов не было отбоя. Не прошло и трех лет, как в условиях дефицита спроса одним из ключевых составляющих успеха фактора стало продвижение услуги на рынке. Именно за счет этого увеличить свою долю на рынке удалось ЗАО «ТрансКредитФакторинг», ЗАО «Кредит Европа Банк», ООО «МФГ ЮниФактор» и другим. Развитая филиальная сеть способствовала увеличению доли рынка ОАО «Промсвязьбанк» (доля рынка фактора по итогам 2009 года — 33,7% против 23,5% годом ранее), ОАО «АКБ Металлинвестбанк» и др. Новички рынка показали разные результаты: активно начал развивать факторинг ОАО «Альфа-банк» (за год сумевший оказаться в пятерке лидеров, см. таблицу) за счет плотной работы с поставщиками Х5 Retail Group и все того же эффективного маркетинга. Не воплотились амбициозные планы попасть в тройку лидеров по итогам 2009 года ООО «ВТБ Факторинг» (11-е место по итогам 2009 года). Наибольшие темпы падения продемонстрировали ОАО «Номос-банк» (12-е место), ЗАО ТКБ (17-е место), ОАО «СКБ-банк» (22-е место), ЗАО «АКИБ Церих» (23-е место).

В ожидании передела

В 2009 году наиболее ярко проявилась тенденция сегментации продуктового ряда. На одном полюсе рынка находятся факторы, финансирующие поставщиков товаров повседневного спроса в адрес федеральных ритейловых гигантов. Для этого сегмента характерен высокий уровень ценовой конкуренции, в первую очередь за клиентов, уже использующих факторинг. «Мы увидели активное наращивание присутствия большинства заметных игроков рынка в сегменте поставщиков товаров FMCG в адрес федерального ритейла. Причем почти в 100 процентах случаев речь идет о предложении продукта с наименьшей добавленной стоимостью для клиентов — факторинге с регрессом», — отмечает Роман Огоньков, председатель правления банка НФК.

На другом полюсе рынка более рисковые продукты с высокой добавленной стоимостью без жестких отраслевых ограничений. Речь идет прежде всего о факторинге без регресса. Данный сегмент рынка представлен пока ограниченным кругом игроков, в основном специализированными компаниями, но именно безрегрессный факторинг является наиболее перспективным и прибыльным. Здесь, в отличие от сегмента низкорискового факторинга, уровень конкуренции крайне низок. Поставщики, которые сегодня приходят за безрегрессным факторингом, никогда не интересовались факторингом с регрессом. Им не нужны заемные деньги как таковые, им необходимо именно покрытие риска неплатежа дебитора. Но если год назад факторы не были готовы к принятию такого рода рисков, то давление избыточной ликвидности и высокая конкуренция в сегменте низкорисокового факторинга заставили их обратить внимание на продукты с высокой добавленной стоимостью.

В условиях снижения спроса на факторинг увеличить свою долю рынка возможно прежде всего за счет эффективного маркетинга и широкой филиальной сети

Сажайте, и вырастет

По оценкам «Эксперт РА», объем рынка в 2010 году составит 450–500 млрд рублей (прирост составит около 25–35%), при этом опережающими темпами будет расширяться безрегрессный факторинг. Увеличить свою долю рынка в 2010–2011 годах смогут именно банки с широкой филиальной сетью. Ведь, несмотря на более существенное падение региональных рынков относительно московского, регионы имеют все шансы стать флагманами роста.

«В актив рынка в 2009 году можно занести возобновление диалога с ЦБ по поводу создания резервов при факторинге с регрессом, — говорит Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка и добавляет: — Насколько нам известно, Ассоциация российских банков поддержала позицию участников рынка факторинга, и можно ожидать устранения еще одной коллизии, тормозившей развитие факторинга в России». Если же Центробанк так и не примет поправки в отношении резервирования по факторингу, банки предпочтут заниматься низкорискованным факторингом, а специализированные факторы — продуктами с высокой добавленной стоимостью, что потребует от них создания соответствующей инфраструктуры.

На объемах рынка в 2010 году могут сказаться изменения в Законе об основах государственного регулирования торговой деятельности РФ, закрепившие максимальные отсрочки платежа по ряду товаров. Импульсом к развитию факторинга в ближайшие годы, возможно, станет лучшее понимание правовых рисков самими факторами. «В прошлом году мы получили бесценный опыт массовых судов. Сейчас более или менее устоялась судебная практика и произошло признание того, что основным должником является дебитор, а поставщик, то есть наш клиент, выступает поручителем по выданному финансированию. До сих пор, например, у нас не было прописано в договоре солидарной ответственности дебиторов и клиентов», — рассказывает Александр Морозов, начальник управления факторинга банка «Петрокоммерц».