Большая депрессия

Культура
Москва, 19.04.2010
«Эксперт» №15 (701)
Выставка одного из лучших американских фотографов Энтони Сво показывает Америку, которой не хочется завидовать

Одной из последних на нынешней фотобиеннале открылась выставка Энтони Сво — фотографа, чье имя постоянно на слуху. Он снимал Берлин, когда рушилась Берлинская стена, снимал Москву во время путча, объехал всю Восточную Европу после распада соцлагеря. В прошлом году Сво стал главным лауреатом последнего конкурса World Press Photo со своим снимком, который можно считать символом кризиса: полицейский пробирается по пустому дому, из которого выселены жильцы, не сумевшие выплатить ипотечный кредит. Этот снимок теперь очень знаменит. Но он лишь часть большой серии, посвященной Америке последних лет. Эта Америка в промежутке от Буша-младшего до Обамы, от разрушения башен-близнецов в Нью-Йорке до нынешних экономических потрясений и предстает на выставке «Потерянный рай. Америка во время кризиса» в Фонде культуры «Екатерина». По своей мрачности серия могла бы соперничать с фоторепортажем из какой-нибудь российской глубинки, переживающей закрытие завода, где работало все окрестное население.

Толпа под дулами

Сво из тех фотографов, чьи снимки не поражают ни специальным, тщательно продуманным совершенством композиции, ни умением довести случайное сочетание фигур и предметов до эффектного, запоминающегося узора. Его «узор» всегда расплывчат, нечеток, но построен таким образом, что вынуждает рассматривать детали — позы, жесты. Сам мастер подчеркивает строгую документальность своих снимков, всякий раз подписывая их обстоятельно: место, время, что происходит. Например: «Лима, штат Огайо. 24 апреля 2003 года. Президент Джордж Буш выступает на танковом заводе». Обычно такого рода события снимают иначе — либо восторженную, обратившуюся в слух толпу, либо оратора, торжественно вознесшегося над ней благодаря ракурсу снизу вверх. Сво же снимает и толпу, и оратора сверху. Оратора мы видим со спины, видим совсем не торжественно отставленную в сторону ногу — человеку до смерти надоело стоять на одном месте (толпа не может видеть этого снизу). Над оратором и толпой угрожающе нависают дула танковых пушек, прожекторы, слепящие светом, направлены на импровизированную сцену, так что лиц тех, кто слушает Буша, не видно. Видны только дула, дисциплинированная толпа и перед ней — один человек в позе «вольно».

Надо сказать, что все без исключения массовые сцены у Сво пропитаны редкой бесприютностью независимо от того, связаны они с президентом бывшим или нынешним. Что ожидание бала по случаю второй инаугурации Джорджа Буша, что церемония открытия национального демократического съезда в Денвере. В первом случае в каком-то напряженном ожидании сгрудились представители политической элиты, во втором — в углу неуютно большой сцены хором поют на редкость некрасивые дети. Толпа, собравшаяся на концерт по случаю избрания Обамы на Национальной аллее в Вашингтоне 18 января 2009 года, тоже не являет картины массового счастья. Если б не чернокожие, можно было бы подумать, что это митинг недовольных где-нибудь на постсоветском пространстве. Сразу же вспоминаются слова самого Сво из его преам

Новости партнеров

«Эксперт»
№15 (701) 19 апреля 2010
Катастрофа под Смоленском
Содержание:
А вдруг из пепла нам блеснет алмаз

Судьба часто сводила Россию и Польшу при трагических обстоятельствах. То, что сейчас горе польского общества обернулось симпатиями и чувством благодарности к России, убеждает в том, что история двух народов не обречена на повторения

Международный бизнес
На улице Правды
Реклама