После шторма

Роман Романовский
19 апреля 2010, 00:00

Лизинговый рынок в 2009 году перенес два сильнейших удара — сокращение объема новых сделок и ухудшение качества портфеля

Прошедший год стал для лизинговых компаний периодом проверки качества портфелей. Значительное время и усилия были потрачены лизингодателями на работу с проблемными клиентами и реструктуризацию ранее заключенных контрактов. Сбылись наиболее пессимистичные прогнозы — объем новых сделок на рынке сократился на 56% (в исследовании за 2008 год прогнозировалось падение на 20–50%, см. "Цель - выжить", «Эксперт» № 14 от 13 апреля 2009 года).

В то же время к концу года наметилась тенденция восстановления объемов рынка. Четвертый квартал, традиционно характеризующийся высокой деловой активностью в лизинговой сфере, в 2009 году оправдал надежды лизингодателей. Снижение ставок по кредитам, прекращение роста просроченной задолженности, увеличение спроса — эти факторы обусловили волну новых сделок в октябре-декабре. Объем нового бизнеса по итогам 2009 года составил 315 млрд рублей (таблица 1), при этом 41% договоров приходится на четвертый квартал. Такая динамика сделок в последнем квартале сопоставима с докризисной и свидетельствует о восстановлении сезонности на рынке (график).

Удержать высоту

В прошлом году фаворитом по объему новых сделок (32,2 млрд рублей) стала компания «ВЭБ-Лизинг» (таблица 2). Кроме того, значительный рост объема новых контрактов продемонстрировала ЛК «Сбербанк Лизинг», переместившаяся с 16-го места на 2‑е. В 2009 году компания провела ребрендинг (ранее — «РГ Лизинг») и планирует активное развитие деятельности в сегментах розничного лизинга и автолизинга.

Среди десяти крупнейших компаний по объему портфеля тоже произошли изменения. Лидерство по итогам 2009 года сохранила «ВТБ-Лизинг». «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» в связи с активным ростом масштабов бизнеса переместились с 3‑го места на 2‑е и с 14-го на 3‑е соответственно. Существенно улучшила позиции ЛК «Ильюшин Финанс Ко.», что обусловлено спецификой деятельности: заключенные и профинансированные компанией сделки включаются в объем портфеля только по завершении строительства воздушного судна и постановки его на баланс компании (это может занять несколько лет).

Наибольший объем сделок по видам оборудования пришелся в 2009 году на железнодорожную технику (таблица 3), которая отвоевала приоритетные позиции, утерянные ею в 2008 году. В число лидеров вошли также авиатехника (один из наиболее капиталоемких сегментов) и автотранспорт (наиболее ликвидный вид имущества).

Наибольший объем сделок в сегменте железнодорожной техники был реализован компаниями «ВТБ-Лизинг» (23,7 млрд руб.) и «Сбербанк Лизинг» (18,9 млрд руб.). ОАО «ВТБ-Лизинг» в 2009 году реализовало сделки финансовой аренды с 8 тыс. цистерн, более 4,6 тыс. полувагонов, со 180 платформами для перевозки труб большого диаметра. Предметом лизинга по контрактам ЗАО «Сбербанк Лизинг» стали полувагоны, люксовые полувагоны и цистерны, сроки договоров составили преимущественно свыше семи лет, лизингополучателями являются независимые перевозчики. Основные факторы роста спроса в сегменте железнодорожной техники — привлекательные цены на вагоны по сравнению с предкризисным уровнем, отложенный спрос (в конце 2008-го — начале 2009-го новый парк практически не закупался), упреждающее наращивание собственного парка операторами рынка с учетом ожидающегося в ближайшие годы списания РЖД существенного количества изношенных вагонов.

Тревожный фактор

Одной из основных проблем лизинговых компаний в 2009 году стало ухудшение качества лизингового портфеля.

По оценкам «Эксперт РА», объем техники, изъятой лизинговыми компаниями по дефолтным договорам, не реализованной на вторичном рынке и не переданной новым лизингополучателям, на 1 января 2010 года в целом по рынку достигал 10 млрд рублей (по балансовой стоимости). Участники исследования показали увеличение данного показателя в 2009 году в 2,2 раза — он превысил 6 млрд рублей. Объем ремаркетинга на лизинговом рынке (продажа изъятой техники на вторичном рынке) составил более 7 млрд рублей.

Согласно предоставленной участниками исследования информации, доля просроченной задолженности сократилась в четвертом квартале на 0,5 процентного пункта и на 1 января 2010 года составляла около 4,5% от суммы лизингового портфеля. Однако примечательна динамика самого портфеля. По имеющемуся объему новых заключенных сделок и сумме полученных платежей, а также с учетом банкротства некоторых участников рынка можно было ожидать уменьшения объема портфеля примерно на 10%. Однако он сократился на 31%. На динамику этого показателя влияют пять основных факторов: объем полученных авансов, вероятные завышения в пре­дыдущие периоды, несовпадающая база расчета (разное число и состав участников исследований), масштаб расторгнутых сделок и изъятого оборудования, а также объем просрочки свыше 60 дней. Исключив первые три фактора, можно предположить, что реальный уровень проблемной задолженности превышает «официально» указанный компаниями примерно в три раза и составляет в целом по рынку 12–15% портфеля.

Хотелось бы отметить, что несколько участников исследования посетовали на нехватку в целом по отрасли статистики просроченных платежей, при этом те же компании при подготовке анкеты
агентства проигнорировали имеющийся в ней вопрос о проблемной задолженности, не заполнив необходимые данные.

Нацелены на подъем

При высокой потребности в обновлении основных фондов объем рынка лизинга, очевидно, будет стремиться к восстановлению достигнутого в 2007–2008 годах уровня и последующему росту. При этом в 2010 году темпы роста рынка будут невысокими: по оценке «Эксперт РА», объем новых сделок увеличится на 10–15% и составит 350–370 млрд рублей.

Роста объемов сделок участники рынка ожидают в отраслях, связанных с массовым спросом населения и имеющих поддержку государства: в пищевой промышленности, торговле, телекоммуникационной отрасли, энергетике, экспорте, а также в сфере грузоперевозок.