Одним запретом не обойтись

Спецвыпуск
Москва, 19.04.2010
«Эксперт» №15 (701)
Освоение Дальневосточного региона отечественными автопроизводителями и иностранными концернами сегодня носит скорее декларативный характер

Усилия государства по поддержке отечественного автопрома иногда дают удивительный, если не сказать обратный результат. Яркий пример тому — Дальний Восток, где резкий рост таможенных пошлин на подержанные автомобили обрушил годами складывавшуюся инфраструктукру масштабного бизнеса. «Попали» не только продавцы, работавшие со старыми «японками», но и компании, задействованные в обслуживании, тюнинге автомобилей, а резкое ослабление значимого сегмента региональной экономики потянуло за собой и многие другие отрасли, даже не связанные с авторынком напрямую. Идея властей на первый взгляд кажется здравой: закрыть границы — значит дать шанс отечественным игрокам освоить вожделенный регион, где раньше правил бал прямой импорт. Однако пока спрос на те же Lada в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) удручает, а иностранные сборщики в большинстве своем и не думают о столь далеком от Центральной России регионе.

Печальные цифры

По данным аналитического агентства «Автостат», Дальневосточный федеральный округ, несмотря на все усилия властей, продолжает оставаться регионом автомобильной вторички. В 2009 году здесь было продано лишь 6,5 тыс. новых машин — не более 0,5% от общероссийского рынка (по данным Ассоциации европейского бизнеса, 349,5 тыс. машин). В то же время рынок подержанных автомобилей показал куда более внушительные результаты — за последний год здесь было реализовано 145,3 тыс. машин, из которых более половины приходится на самый популярный в ДВФО бренд — Toyota. Что же касается первичного рынка, то тут пальму первенства захватила-таки Lada со скромным показателем 1715 автомобилей.

Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков говорит, что, несмотря на лидерство, радоваться АвтоВАЗу своим успехам на Дальнем Востоке пока рано. Более 80% продаж там приходится на семейство Niva (860 шт.) и «классику» (583 шт.). При этом новые модели Lada Priora и Lada Kalina, на которые и делают основную ставку тольяттинские маркетологи, в регионе вообще почти не продаются (79 и 54 машины соответственно).

Идея фикс

Правительство настаивает на том, что отечественные игроки должны активнее осваивать Дальневосточный регион и занять нишу, в которой раньше безоговорочно лидировали подержанные иномарки из Японии. Одно из необходимых для этого условий в общем и целом выполнено: «поляна» расчищена. В прошлом году импорт подержанных легковых автомобилей, ввозимых в Россию из Японии и Южной Кореи через таможни Дальнего Востока, снизился в разы. «За 9 месяцев 2009 года через таможни Дальнего Востока была ввезена 41 тысяча 787 легковых автомобилей. Для сравнения: за тот же период года предшествующего была ввезена 351 тысяча 96 легковых машин», — говорит начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко. Кроме того, почти в девять раз снизился импорт грузовиков и в четыре — автобусов.

По замыслу российских властей, освободившееся место должно активно заполняться продукцией отечественного автопрома, для чего был реализованы дополнительные меры. Однако они до сих пор

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (701) 19 апреля 2010
    Катастрофа под Смоленском
    Содержание:
    А вдруг из пепла нам блеснет алмаз

    Судьба часто сводила Россию и Польшу при трагических обстоятельствах. То, что сейчас горе польского общества обернулось симпатиями и чувством благодарности к России, убеждает в том, что история двух народов не обречена на повторения

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама