En voiture, messieurs!

На улице Правды
Москва, 26.04.2010
«Эксперт» №16-17 (702)

В 1899 г., говоря о развитии политической культуры в Европе, герой В. С. Соловьева отмечал: «Peшaть иx (международные споры. — М. С.) вoйнoю в нacтoящee вpeмя былo бы тaк жe фaнтacтичнo, кaк пpиexaть из Пeтepбypгa в Mapceль нa пapycнoм cyднe или в тapaнтace нa тpoйкe, xoтя я coвepшeннo coглaceн, чтo “белeeт пapyc oдинoкий” и “вoт мчитcя тpoйкa yдaлaя” гopaздo пoэтичнee, чeм cвиcтки пapoxoдa или кpики “en voiture, messieurs!”*».

С тех пор прошло чуть больше века, политическая культура развивалась (хотя и довольно зубчато), а еще сильнее развивалась культура материальная. Средства сообщения так усовершенствовались, что пароход с локомотивом, уступив место летательным аппаратам, в смысле поэтичности и вместе с тем непрактичности вполне приравнялись к тройке удалой и парусу одинокому. Когда в 2004 г. при отъезде из Лондона в Париж мне пришла в голову упорная блажь повторить путь д’Артаньяна, отправившись в Кале из Дувра, я доставил немало забот принимающей стороне, которая решительно не разумела, как это сделать. Удаляющиеся за кормой белые скалы Дувра столь же прекрасны. как и во времена цезарей, но в наши времена об этом забыли. Такова сила инноваций и модернизаций.

Конечно, и сила порой дает сбои. Когда в декабре прошлого года экспресс «Евростар» застрял в туннеле под Ла-Маншем и в течение почти суток не могли найти тепловоза, чтобы вытянуть состав на свет Божий, изобретенное еще в 60-х гг. приверженцами идеи туннеля выражение «континентальная трепанация черепа» показалось двусмысленным, но кто сказал, что путь инноваций идеально гладок?

И в любом случае эта сила замечательно умножила возможности государственных людей. Развитие авиации подтвердило тематические советские пословицы «Мы все от рожденья крылаты», а также «Эка благодать — от Москвы до Америки стало рукой подать», и политики разных стран стали с каким-то диким вдохновением беспрестанно встречаться друг с другом, как бы наверстывая воздержание предыдущих эпох, когда международными сношениями занимались послы; встречи же державных мужей были редкостным и важным событием. Напротив, в эпоху турбореактивных лайнеров посольства быстро делались отмирающими учреждениями. Если о прямой демократии, основанной на электрическом интернете, пока только разговоры, то прямая дипломатия, основанная на турбореактивном двигателе, была явлена в ощущениях.

Но хваля инновации, часто забывают о предупреждении «И при железных дорогах лучше сохранять двуколку». Точнее, полагают, что сохранение двуколки — дело само собой разумеющееся. Инновации по молчаливому допущению надстраиваются на уже существующий фундамент, его не отменяя, так что специально заботиться о сохранении двуколки нет надобности. Тем более что если не сохранится, то, вероятно, так оно ей и положено.

Апрельские события показали, однако, что инновационное развитие транспорта таит много сюрпризов. Свидетельством чему стали краковские похороны президента Польши Л. Качиньского, где единственным главой великой державы, оказавшимся в состоянии прибыть

У партнеров

    «Эксперт»
    №16-17 (702) 26 апреля 2010
    65-летие Победы
    Содержание:
    Международный бизнес
    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама