Понравиться Китаю

Марк Завадский
26 апреля 2010, 00:00

На выставке Expo-2010 страны на свои деньги возвели модель будущего мирового устройства — так, как оно сегодня видится из Пекина

1 мая в Шанхае открывается всемирная выставка Expo-2010, которая станет самой дорогой и масштабной за всю 150-летнюю историю всемирного выставочного движения. Предыдущая Expo прошла в 2005 году в Японии и привлекла 22 млн посетителей, что позволило организаторам получить прибыль в 10 млн евро. В Шанхае рассчитывают на 70–100 млн человек и в лучшем случае надеются выйти в ноль. О возможных доходах здесь даже не думают. Под выставку город разобрали, почистили, обновили и собрали обратно.

Вряд ли шанхайская выставка запомнится сколько-нибудь значимыми изобретениями и технологиями, она вообще о другом. На внутрикитайской арене Expo возвращает Шанхаю место, утраченное этим городом после ухода на пенсию предыдущего председателя КНР Цзян Цзэминя и последовавших за этим коррупционных скандалов. На международной — подтверждает новое положение Китая в мире. Участие 192 стран и более 50 организаций (абсолютный рекорд в истории Expo) из Пекина видится как символическая дань Китаю, признание его претензий на лидирующие позиции.

При всем символизме дань эта имеет вполне реальное выражение: ни одна другая страна не смогла бы сегодня убедить мировое сообщество потратить миллиарды долларов на десятки павильонов, которые уже через несколько месяцев будут снесены. Все, кроме китайского, — красный квадрат официального павильона КНР останется в Шанхае на десятилетия.

Новый формат

История Expo насчитывает более 150 лет (см. «Expo, 1851–2010») и традиционно разделяется на три этапа. На первом, индустриальном, продолжавшемся с 1851-го до 1938 год, главным на Expo были различные технологические новинки — выставка являлась одним из важных катализаторов технического прогресса и распространения информации о локальных изобретениях и открытиях по всему миру. Достаточно вспомнить, что именно на Expo человечество узнало о телефоне и телевидении.

Но уже с 1939 года на смену технологиям приходит культура. Expo становится важным средством культурного обмена в мире, разделенном сначала Второй мировой, а затем и холодной войной.

Наконец, с 1988 года выставка превращается в инструмент глобального пиара — слом прежней системы международных отношений заставил многие страны переосмыслить свое место и задуматься о новом позиционировании. В каком-то смысле Expo-2010 в Шанхае подводит черту и под этим трендом: если раньше павильоны были обращены к абстрактному посетителю, то сегодня он до невозможности конкретен — китаец, тридцати лет, планирующий свою первую поездку за границу. То есть если раньше Expo можно было пусть и с натяжкой назвать инструментом искренней «национальной рефлексии», то выставка в Шанхае — это прежде всего коммерческий продукт, не то, как мы видим себя, а то, как мы бы хотели, чтобы нас видели китайцы. И чтобы захотели к нам поехать.

Из 100 млн потенциальных посетителей от 95 до 98% будут местными жителями. Иными словами, Expo посетит каждый десятый взрослый житель КНР. О такой аудитории мечтает любая компания, не случайно на Expo есть и корпоративный угол с павильонами нескольких крупных китайских и международных корпораций. Участвует бизнес и в деятельности национальных павильонов.

«Павильон США возведен исключительно на деньги частного бизнеса, который получил право представить на Expo американские продукты», — делится с «Экспертом» глава американской делегации на Expo Марк Джермин. «Японские компании покажут свои новые разработки: например, Toyota представит робота, который будет играть на скрипке», — продолжает директор японского павильона Нориоши Эхара.

Внутрикитайский аспект

Успех выставки будет означать триумфальное возвращение Шанхая в большую китайскую политику. Позиции города пошатнулись после ухода с поста Цзян Цзэминя, во многом опиравшегося на так называемую шанхайскую фракцию — выходцев из Шанхая или чиновников, проработавших в городе долгое время.

В сентябре 2006 года был арестован первый человек в городе, глава шанхайского горкома партии Чэнь Ляньюй. В 2008 году его приговорили к 18-летнему заключению по обвинению в коррупции и финансовых махинациях, вместе с ним за решеткой оказались еще несколько шанхайских чиновников и бизнесменов. Арест партийного босса стал сильным ударом по позициям Шанхая, в котором Чэнь Ляньюй проработал всю жизнь. С этим человеком были связаны все самые громкие шанхайские проекты: поезд на магнитной подушке по немецкой технологии Maglev между Шанхаем и Ханчжоу, строительство трассы для «Формулы-1», да и право провести Expo Шанхай получил, когда Чэнь стоял во главе города.

После коррупционных скандалов многие проекты замедлились, но перед Expo в Шанхай вернулся былой масштаб. Снесены немногие оставшиеся районы старой застройки (включая знаменитую «едальную» улицу — улицу Уцзянлу). В городе построили новую ветку метро, а цены на жилье в марте выросли на 11%. В целом расходы на обновление города в связи с проведением Expo оцениваются в 45 млрд долларов — это больше, чем Пекин потратил на подготовку к Олимпийским играм. Теперь Шанхай хочет провести Expo не хуже, чем Пекин Олимпиаду. Или, во всяком случае, избежать крупных скандалов — мелких-то неприятностей в любом случае не миновать.

Так, обнародование официального символа Expo, синего человечка Haibao (в Китае утверждают, что это стилизованный вариант иероглифа «человек»), вызвало скандал в США, где посчитали, что он слишком напоминает Gumby, одного из местных мультяшных персонажей. Песню «Ждем вас здесь», которую организаторы пытались использовать для продвижения выставки, интернет-пользователи вообще нашли подозрительно похожей на сингл японского певца Окамото Майо 1997 года. Оргкомитет Expo убрал ее из ротации и даже собирается подать в суд на китайского автора Мяо Сена.

Наконец, до сих пор непонятно, что именно увидят зрители 1 мая. Скорее всего, строительство всех павильонов не удастся закончить к этой дате, несмотря на то что в последние недели работы идут практически круглосуточно. «Около 10 процентов павильонов не откроется в срок», — признал в конце марта на встрече с журналистами вице-мэр Шанхая, отвечающий за подготовку города к всемирной выставке. Другие оценки еще пессимистичнее: по некоторым данным, не будет готово к началу мая до 30% объектов Expo.

Есть и более серьезные риски. Так, гонконгские СМИ цитируют сотрудника одного из европейских павильонов: «На Expo очень плохо организована система стоков: если пойдет сильный дождь, тут вместо улиц будут реки».

Двусторонние отношения

Официально, впрочем, главы иностранных делегаций излучают уверенность и оптимизм. «Мы обещали Ху Цзиньтао закончить наш павильон в марте, и мы это сделали», — заявил «Эксперту» руководитель австралийского павильона Питер Сэмс. По его словам, Австралия потратит на участие в выставке более 80 млн долларов без малейшей надежды на возврат этих денег; в павильоне будет работать австралийский ресторан и сувенирный магазин, но прибыль от них ожидается минимальной.

Сэмс не скрывает, что столь значимое участие Австралии призвано исправить отношения между Пекином и Сиднеем, испортившиеся после ареста нескольких сотрудников Rio Tinto по обвинению в шпионаже. «Мы очень хотим помочь Китаю провести Expo на высоком уровне», — говорит он и добавляет, что Rio Tinto cтала одним из основных спонсоров павильона, а в целом на частный бизнес удалось спихнуть примерно 10% всех расходов.

Столь же ответственно отнеслись к участию в Expo в Японии. Здесь надеются, что выставка сможет дать новый старт связям между Пекином и Токио и изменить отношение обычных китайцев к Японии. Первая часть японского павильона посвящена истории дружбы и сотрудничества между двумя странами. «Мы опустим все негативные моменты», — признался Нориоши Эхара.

Решительно настроены и индийцы. Expo совпало с официальным Годом Индии в КНР, индийцы планируют десятки мероприятий по всей стране, включая первый в истории гала-концерт звезд Болливуда на территории КНР. Индийский павильон полностью сделан из бамбука, уже в мае Дели собирается подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса — здесь полагают, что он станет крупнейшим в мире бамбуковым зданием.

Интересно, что именно Индия, Япония и Австралия первыми закончили строительство своих павильонов и смогли предъявить их журналистам — для этих стран хорошие отношения с Китаем особенно важны, а у них на этом поле регулярно возникают серьезные проблемы.

Expo и будущее

В следующий раз, в 2015 году, всемирная выставка пройдет в Милане, и совершенно непонятно, как убедить страны пойти на серьезные расходы ради пресыщенных и немногочисленных итальянцев.

Спасти положение могло бы проведение Expo в сопоставимом по масштабам растущем государстве, например в Индии через 10–15 лет. К тому времени эта страна должна превратиться в один из ведущих мировых рынков. «Индия рассматривает вариант подачи заявки на Expo, но официально этот вопрос пока не решен», — заявил «Эксперту» один из представителей индийской делегации в Шанхае. Если чего-то подобного не случится, в будущем Expo, по-видимому, ждет угасание и потеря общественного интереса. Уже сейчас у идеи всемирных выставок много противников.

Может так быть, что в будущем Expo почти полностью переместится в интернет. И в Шанхае параллельно с нормальной Expo в интернете начнет работу «виртуальная Expo», на которой участники могут представить все, на воплощение чего у них не хватило времени или денег.

В любом случае в Шанхае страны будут в первую очередь решать свои проблемы взаимоотношений с китайскими властями и простыми китайцами. Для КНР же план Expo-2010 вполне может служить рабочей картой будущего мирового устройства: в 2010 году у африканских стран впервые будет собственный павильон, превосходящий по размерам отдельные здания развитых стран, расширено участие и других представителей развивающегося мира. То, что Пекин готов выступать от лица стран третьего мира, стало понятно еще в декабре на форуме по глобальному потеплению в Копенгагене. Тогда в Китае добились удобной для себя итоговой декларации с помощью представителей развивающихся стран, выступавших в открытых дискуссиях, пока китайцы формально оставались в стороне.

Не исключено, что лет через пятьдесят официальный павильон КНР «Корона Востока» на Expo-2010 в Шанхае будет считаться одним из главных символов нового мирового порядка. По крайней мере, так будут считать в самом Китае.