Расцвет на каменистой почве

Спецвыпуск
Москва, 26.04.2010
«Эксперт» №16-17 (702)
В северокавказских республиках сложились условия для появления особого вида предприятий: по форме собственности — государственные компании, по содержанию и способу ведения дел — свободные рыночные структуры

Компания «Денеб» — одно из наиболее крупных и динамичных предприятий Дагестана и один из крупнейших заводов по выпуску безалкогольной продукции в России. Начав в 1999 году с завоевания республиканского рынка, в середине 2000-х «Денеб» стал проводить торговую экспансию в другие регионы. Сегодня его продукция представлена в крупнейших продуктовых сетях по всей России. Наград с международных и российских выставок, различных конкурсов, ярмарок у предприятия набралась солидная коллекция: «Знак качества XXI века», «Лучший напиток и минеральная вода года», «Интердринк», «Сто лучших товаров года», четыре платиновых знака, множество золотых и серебряных медалей. Сегодня компания выпускает в год до 21 млн бутылок воды и напитков 41 наименования.

Учредителем предприятия было государство в лице Министерства имущественных отношений Республики Дагестан. Оно же остается основным собственником и сегодня. Пример «Денеба» показывает, что государственное предприятие может быть эффективным, если государство остается номинальным собственником, не вмешивается в управление, но обеспечивает финансовую поддержку, прямую или как гарант заемных средств.

Генеральный директор ОАО «Денеб» Джамалудин Гасанов, конечно, отдает должное государственной поддержке, но весь его рассказ о слагаемых успеха компании — это рассуждения свободного предпринимателя, не оглядывающегося на собственника.

Растущие аппетиты

— Когда создавалась компания «Денеб», ставилась ли цель стать предприятием федерального масштаба или вы рассчитывали только на местный спрос?

— Аппетит пришел к нам во время еды. Между прочим, завод был создан в 1995 году как ГУП «Центр-тара», то есть мы должны были производить современную тару. Но к концу девяностых на дагестанском рынке напитков сложилась удручающая ситуация: он заполнился в основном продукцией, ввозимой из других регионов, нередко недостаточно хорошего качества, дешевыми подделками под известные иностранные бренды. В то же время была очевидна потребность населения в продукции высокого качества, вода-то у нас экологически чистая, с уникальными вкусовыми достоинствами и по доступным ценам.

Изучив рынок, руководство компании приняло решение наладить производство безалкогольных напитков. Для этого были выделены бюджетные средства, на которые мы приобрели оборудование. В 1999 году предприятие было преобразовано в ГУП «Денеб». В 2003 году на основании постановления правительства и распоряжения минимущества республики, а также в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» ГУП было преобразовано в открытое акционерное общество «Денеб».

Первоначально объемы производства были небольшие: в основном выпускалась минеральная вода и безалкогольный напиток «Груша» — чуть более семи тысяч бутылок в год. Задачу вытеснения ввозимой низкосортной продукции мы решили. В некотором смысле наши напитки стали для дагестанца тем же, что кока-кола для американцев. Этот успех придал нам уверенности для выстраивания дальнейшей стратеги

У партнеров

    «Эксперт»
    №16-17 (702) 26 апреля 2010
    65-летие Победы
    Содержание:
    Международный бизнес
    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама