Соединяющий концы света

Спецвыпуск
Москва, 26.04.2010
«Эксперт» №16-17 (702)
Махачкалинский порт к 2015 году должен стать основными воротами международных транспортных коридоров Север—Юг и Запад—Восток, создав альтернативу евроазиатскому маршруту в обход России

Единственный российский конкурентоспособный порт на Каспийском море — Махачкала — начинает второй этап модернизации, предусматривающий строительство единого многофункционального железнодорожного паромного комплекса и автодороги с врезкой в федеральную трассу. Общая стоимость проекта — 2,5 млрд рублей. В планах портовиков также сооружение выносной платформы в море в 9–12 км от берега, к которой на глубине 16 м подведут нефтепровод для перевалки нефти на крупнотоннажные танкеры. Это позволит к 2015 году нарастить грузооборот порта с нынешних 7,9 до 15–20 млн тонн, сделав его основным пунктом нескольких международных транспортных коридоров.

Наш ответ ТРАСЕКА

У России на Каспийском море есть единственный незамерзающий и самый глубоководный в стране (глубина акватории — 7–10 метров) порт, по грузообороту потенциально способный конкурировать с портами Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении, — Махачкала. После развала СССР его положение казалось безнадежным: почти весь транспортный и вспомогательный флот Каспийского пароходства остался на территории Азербайджана, а в Махачкале сохранились лишь два буксира.

К тому же грузоотправители не желали работать через дагестанский порт: положение на Северном Кавказе было сложным, железнодорожное сообщение через Чечню фактически закрылось из-за невозможности обеспечить безопасность перевозок, а объездной путь через Калмыкию и Астраханскую область был слишком долгим и дорогим. На тот момент выгоднее и безопаснее было пустить грузы с Востока на Запад через Азербайджан и Закавказье, в обход России.

Падение грузооборотов продолжалось до 1997 года. В том году через Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) перевалили всего 33,8 тыс. тонн нефтеналивных и 47 тыс. тонн сухих грузов, главным образом щебня. Возникла вполне реальная угроза того, что Россия вообще останется без портов на Каспии — евроазиатский транспортный коридор ТРАСЕКА, прошедший по территории Закавказья, перетягивал на себя до 50 млн тонн грузов в год.

Кроме того, по словам министра транспорта России Игоря Левитина, в прошлом году из Индии до Сирии по коридору ТРАСЕКА, минуя все каспийские порты, прошло свыше миллиона контейнеров. Причиной этого, по его мнению, стало нежелание грузоотправителей связываться с бюрократической волокитой по оформлению портовых и таможенных документов, которые имеют место в любой из прикаспийских стран, отсутствие обмена информацией между ними, срыв сроков поставки и обслуживания грузов. Недополученная «каспийцами» прибыль, по приблизительным подсчетам, составляет не менее миллиарда долларов в год.

В ответ на создание ТРАСЕКА в сентябре 2000 года в Санкт-Петербурге по инициативе российского правительства Иран, Индия и Россия подписали соглашение об образовании международного транспортного коридора Север—Юг, который должен вернуть часть грузов в нашу страну. Это соглашение актуализировало срочную модернизацию отечественных каспийских портов.

На пользу ММТП пошли также ликвидация незаконных вооруженных формирований в Чечне

У партнеров

    «Эксперт»
    №16-17 (702) 26 апреля 2010
    65-летие Победы
    Содержание:
    Международный бизнес
    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама