Время дорисовывать систему

Наука и технологии
Москва, 26.04.2010
«Эксперт» №16-17 (702)
Крупная современная компания не может быть локальной. АФК «Система» готовится к глобальной конкуренции, ищет и отечественные инновации, и кадры. Для этого она готова создать даже образовательный телеканал

Основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков еще три года назад считался единственным высокотехнологичным олигархом в России. И действительно, основную часть его активов составляли операторы связи и компании, производящие электронику и оборудование. Его бизнес разительно отличался от бизнеса других крупных предпринимателей, сидящих на полезных ископаемых и их переработке. Но вот пять лет назад Евтушенков увлекся углеводородами. АФК «Система» купила нефтянку — башкирский ТЭК, причем последовательно увеличивала свою долю в этих предприятиях. А теперь еще собирается приобрести 49% «Русснефти». Зато другие представители крупного бизнеса стали подбираться к инновациям. И вот уже Михаил Прохоров активно инвестирует в альтернативную энергетику, обещает создать электромобиль, а Виктор Вексельберг возглавляет проект строительства Кремниевой долины в Сколкове.

Евтушенкова в этой компании не видно. Его вообще трудно застать в Москве. Его жизнь состоит из межконтинентальных перелетов и переговоров с людьми разных вероисповеданий и рас. Пока крупный бизнес помимо России у него в одной стране — Индии. Но Евтушенков явно желает быть повсюду. Он убежден, что, если крупная компания хочет жить и развиваться, она должна стать глобальной. А для этого ей необходима перманентная модернизация. «Эксперт» попытался выяснить точку зрения по-прежнему самого высокотехнологичного олигарха России на ставшие чрезвычайно актуальными темы инноваций и модернизации.

Меняем сознание

— Владимир Петрович, что вы вкладываете в понятие «модернизация»? Как вы ее видите?

— Это как раз очень просто. Любая компания проходит несколько стадий развития — сначала она местная, региональная, потом становится межрегиональной, потом национальной. И потом она примеряет на себя пиджак глобальной компании. Она должна быть конкурентна на мировом рынке. В любой отрасли существует пять-десять-пятнадцать компаний — глобальных игроков. Дальше становится ясно: чтобы конкурировать с ними, бороться за рынки, твой технологический уровень должен быть мировым (с небольшими вкусовыми различиями). Ведь там вся конкурентная борьба идет не за проценты, а за копейки.

Если ты отстаешь от своих конкурентов по техническому оснащению, уровню выпускаемой продукции на одно-два поколения и себестоимость твоей продукции выше, то о какой глобальной конкуренции может идти речь? Если компания отдает себе в этом отчет, то у нее два пути. Первый — затянуть пояса потуже, проявить чудеса героизма и сократить технологический разрыв, перейти в высшую лигу — это и есть модернизация. Второй, если она не способна сделать рывок, — продаться одному из глобальных конкурентов. И уже они модернизируют компанию до мирового уровня.

Это не касается только узкого круга компаний, которые уже впереди, то есть они или обладают ресурсами, которые есть лишь у них, или являются монополистами в какой-то области.

— Готова ли Россия к модернизации?

— Абсолютно. Сегодня наши компании только и заняты, что мыслями о модернизации производства. Потому

У партнеров

    «Эксперт»
    №16-17 (702) 26 апреля 2010
    65-летие Победы
    Содержание:
    Международный бизнес
    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама