За нефтью — в море

Спецвыпуск
Москва, 26.04.2010
«Эксперт» №16-17 (702)
Будущее дагестанской нефтедобычи сосредоточено на шельфе Каспийского моря

Нефтегазодобывающая отрасль Дагестана, представленная долгие годы компаниями, входящими в структуру НК «Роснефть», в ближайшее время может прирасти еще одним крупным игроком — НК «ЛУКойл», которая намерена заняться разработкой месторождения углеводородов на структуре Центральная в Каспийском море в 150 км от Махачкалы. В условиях вызванного выработкой скважин снижения добычи на суше это станет спасением для отрасли республики.

Истощение суши

Долгое время нефтегазодобыча была визитной карточкой Дагестана. Со времен братьев Роберта и Альфреда Нобелей здесь разрабатывали недра и добывали черное золото в промышленных масштабах.

В 1866 году на Гиик-Салганкутане началась добыча нефти — по четыре ведра в сутки, 700–730 пудов в год. Потом добыча велась на месторождениях, расположенных главным образом на севере Дагестана: на равнине, в районе нынешнего Южно-Сухокумска, и на юге в Избербаше, в предгорьях. В лучшие времена «Дагнефть» добывала здесь ежегодно до 560 тыс. тонн нефти и 780 млн кубометров газа, работая на 220 скважинах.

Однако у Дагестана никогда не было собственных перерабатывающих мощностей, и добытое сырье приходилось по трубопроводу отправлять до ставропольского Нефтекумска, а оттуда по железной дороге — до Грозненского НПЗ. В 1990-х дудаевское правительство просто перестало платить за поставленную нефть. Дагестанские нефтяники попытались было отправлять свое сырье через чеченскую узловую станцию Ищерская на Тихорецк и далее на ближайший нефтеперерабатывающий завод на территории России, но наступил 1993 год — федеральное правительство приняло решение закрыть движение по железной дороге на территории Чечни из-за систематического разграбления поездов.

Другого маршрута у дагестанских нефтяников не было. Из-за невозможности реализовать продукцию их ежедневные убытки достигали 65 млн рублей, а добыча практически остановилась. Многие скважины пришлось закрыть. И по сей день добычу в Дагестане не удалось довести до уровня советских времен.

Выход виделся в строительстве объездной дороги мимо Чечни и одновременном налаживании собственной переработки. Первый вопрос — стратегический, и его решало федеральное правительство, которое не могло лишиться выхода в Закавказье. Объездная дорога через Калмыкию и селение Баба-Юрт вступила в строй в 1997 году.

Вторую проблему надлежало решать «Дагнефти» своими силами. В том же 1997 году компания заключила соглашения с американской J. P. Redd Inc. о совместном строительстве нефтеперерабатывающего завода мощностью 300 тыс. тонн в год в махачкалинском районе Хушета, а также заводов по осушке газа в Махачкале и производству стекловолоконных труб (единственный в СНГ, мощность — 400 км труб в год) для нефтянки в Кизил-Юрте.

Сегодня НПЗ «Каспий-1» производит неэтилированный бензин марки А-76, дизтопливо, авиакеросин и мазут, а в перспективе он будет выпускать также бензины Аи-93 и Аи-95. Завод проектировался с развитием мощностей до 1 млн тонн, однако пока такие объемы республике не нужны.

Смена формы собственности и вхо

У партнеров

    «Эксперт»
    №16-17 (702) 26 апреля 2010
    65-летие Победы
    Содержание:
    Международный бизнес
    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама