Проверка на прочность

Алексей Ходырев
10 мая 2010, 00:00

Мировой кризис заставил отечественные ИТ-компании четко расставить приоритеты и принять непопулярные меры для повышения эффективности бизнеса. Преуспевшие в этом участники рынка выйдут из кризиса с высоко поднятой головой

Прошлый год для ИКТ-компаний стал первой по-настоящему серьезной проверкой на прочность. Почти полностью исчезли сладкие остатки докризисной роскоши, которые скрашивали рыночную картину годом ранее. Итоговое падение в 2009-м было предсказуемо и неизбежно: совокупная выручка компаний — участниц рейтинга «Российские информационные и коммуникационные технологии» сократилась на 16,9% по сравнению с предыдущим годом (см. график 1). В абсолютных цифрах это выглядит так: объем реализации крупнейших компаний, составивший по итогам 2009 года 330 млрд рублей, оказался даже немного ниже результата 2007-го — 350 млрд рублей.

Отечественные ИТ-компании, из года в год помогавшие бизнесу и государству оптимизировать технологии и процессы управления, в 2009 году были вынуждены обращать внимание на собственную эффективность и подчас идти на непопулярные меры. Кризис ускорил процессы выведения непрофильных и низкомаржинальных направлений деятельности из структуры бизнеса ИТ-предприятий. Так, лидер прошлого рейтинга по итогам 2008 года компания «Ситроникс» продала бизнес по дистрибуции процессоров, памяти и других комплектующих, входивший в бизнес-единицу «Ситроникс ИТ». IBS избавилась от компании DEPO Computers, специализирующейся на сборке компьютеров. То, что сегменты «производство оборудования» и «дистрибуция» станут самыми уязвимыми, отмечалось еще в прошлогоднем исследовании «Эксперт РА» (см. статью «Движение накатом», «Эксперт» № 15 от 20 апреля 2009 года). В итоге мрачные предпосылки привели к закономерным результатам: доходы участников рейтинга от производства оборудования упали на 49%, от дистрибуции — на 40% (см. график 2). Диссонансом в этой ситуации оказались результаты Национальной компьютерной корпорации (НКК), вернувшей себе лидерство в рейтинге крупнейших российских ИКТ-компаний. НКК, в состав которой входят три группы: OCS (дистрибуция), «Систематика» (ИТ-услуги) и «Аквариус» (производство оборудования) — по итогам 2009 года выглядела явно лучше рынка, объем реализации у нее сократился всего на 2,2%. Дистрибуторское подразделение НКК избежало драматичного падения благодаря огромным масштабам и умению успешно работать в сегменте, который считается низкомаржинальным. Может удивить другое: в то время, как сегмент «производство оборудования» сильно просел, выручка «Аквариуса» вопреки рыночному тренду не сократилась, а выросла. Конкуренты, комментируя этот результат, связывают успех «Аквариуса» с тем, что компании удалось заключить ряд крупных госконтрактов.

Акценты в развитии ИТ-рынка с началом мирового кризиса  сместились от модернизации и закупки нового оборудования к оптимизации уже имеющегося ИТ-парка, и это до сих пор остается доминирующим трендом, определяющим картину рынка. Некоторые тенденции, отмеченные в ходе прошлогоднего исследования, ярко проявились и в 2009 году. Так, уже второй год подряд лучше других выглядят сегменты «ИТ-услуги» и «разработка ПО». Правда, если по итогам 2008 года динамика выручки от этих видов деятельности была положительной, то в 2009-м выручка участников рейтинга в сегменте «ИТ-услуги» все же уменьшилась на 7,1% (что, однако, дает поводы для оптимизма на фоне откровенного провала в других сферах), и лишь разработчики ПО сумели продемонстрировать рост — 1,9%.

Из лидеров рынка наиболее ощутимо сократили выручку «Ситроникс», IBS и «Компьюлинк» — у всех перечисленных компаний она уменьшилась более чем на треть. При этом если на результатах «Ситроникса» и IBS в значительной степени сказалась уже упоминавшаяся продажа части бизнеса, то ухудшение показателей «Компьюлинка» имеет другое объяснение — существенное сокращение инвестиционных проектов в отрасли телекоммуникаций и связи, в работе над которыми компании группы «Компьюлинк» активно участвовали в 2007–2008 годах (включая завершение проекта внедрения ERP-системы в «Связьинвесте», не имевшего аналогов по стоимости).

Из топ-10 прошлогодних лидеров прироста объема реализации в 2009 году добилась только «Энвижн Груп», долю в капитале которой недавно приобрел «Ростелеком». Крупные проекты для «Ростелекома» (расширение магистральной сети с использованием технологии DWDM), а также для компаний «Комстар ОТС», «Уралсвязьинформ» и «Сибирьтелеком» стали для «Энвижн Груп» наиболее значимыми в телекоммуникационном сегменте. В компании отмечают, что в прошлом году акцент в работе с заказчиками был смещен в сторону сервисного обслуживания, для чего здесь создали круглосуточный центр технической поддержки клиентов. «Благодаря этому доля ИТ-услуг в обороте компании увеличилась до 34,5 процента», — отметил генеральный директор «Энвижн Груп» Алексей Нащекин.

Послаблений не будет

Близость к государству стала подушкой безопасности для одних ИТ-компаний и вызвала зависть других. Работы по госконтрактам, договорам с региональными и муниципальными властями существенно сгладили негативный эффект от снижения спроса на ИКТ со стороны частного бизнеса. Распределение выручки участников рейтинга по отраслям экономики в 2009 году указывает на то, что государство по-прежнему остается ключевым заказчиком для ИТ-компаний — на госструктуры приходится свыше 20% объема реализации участников рейтинга. Не стоит сбрасывать со счетов и заказы для акционерных обществ с госучастием: они не включены в сегмент «государственное управление», однако чиновники в значительной степени влияют на руководство такими компаниями. Поэтому в действительности объемы заказов органов власти и близких к государству структур гораздо больше указанных 20% (дать более точную оценку не представляется возможным).

Впрочем, не стоит переоценивать влияние государства на рынок. Во всяком случае, создавать тепличные условия для развития ИКТ в период кризиса власти на стали. «Государство в кризис поддерживало системообразующие отрасли, а ИКТ к их числу не относятся. Звучали обнадеживающие заявления, но не более, — отмечает президент НКК Александр Калинин. — Реальная помощь была лишь от того, что государство поддержало ряд крупных банков, и деньги в виде кредитов появились и в ИКТ. Но, несмотря на серьезное сокращение бюджетов, государство и в 2009 году оставалось крупнейшим потребителем информационных технологий».

Большие надежды участники рынка возлагали на переход к трехлетнему горизонту планирования бюджета, однако кризис смешал все карты. Проекты для государства по-прежнему отличает то, что их разработка и реализация должны быть завершены в течение календарного года. Это затрудняет планирование долгосрочного взаимодействия с госструктурами.

Налог на инновационность

Вместо налоговых послаблений, которые могли бы помочь ИКТ-отрасли развиваться, государство подготовило неприятный «подарок» компаниям непроизводственной сферы с высоким удельным весом фонда оплаты труда в структуре затрат (иными словами, тем, кто занимается оказанием услуг). В 2009 году руководство многих компаний ломало голову над тем, как сохранить конкурентоспособность при замене с 1 января 2010 года привычной схемы уплаты ЕСН страховыми взносами. Новая система налогообложения привела к тому, что держать в штате сотрудников, зарабатывающих в год 400–500 тыс. рублей, стало намного накладнее, чем при старом механизме ЕСН. С другой стороны, чем выше зарплата, тем меньше налоговые потери по сравнению с прежней схемой уплаты ЕСН. «Поскольку в Optima удельный вес низкооплачиваемых сотрудников небольшой, то и эффективная ставка ЕСН по итогам года будет не выше, чем при старой системе», — говорит Кирилл Зацепин, заместитель генерального директора — директор по экономике и финансам Optima.

«Для ИТ-компаний доля заработной платы в структуре затрат может достигать 80 процентов. Соответственно, повышение налоговой нагрузки с 14 до 26 процентов автоматически означает рост себестоимости до 10 процентов, — поясняет Анатолий Карачинский, президент Группы IBS. — И это при том, что в условиях кризиса все заказчики ожидают от нас, наоборот, снижения стоимости услуг. Я думаю, уже по результатам текущего года мы увидим, что этот налоговый режим будет сдерживать развитие отрасли».

Особенно сильно повышение налоговой нагрузки ударило по компаниям — экспортерам ПО, которые работают на глобальном рынке и вынуждены конкурировать с иностранными предприятиями, действующими в более благоприятном налоговом режиме, продолжает мысль Карачинский. «Мы уже наблюдаем, как многие изготовители ПО пытаются переместить свое производство на Украину, в Белоруссию и другие страны с более гуманным налогообложением ИТ-компаний», — заключает он.

В следующем году планируется очередное увеличение налогового бремени, в частности повышение страховых взносов с 26 до 34%. Реальных предпосылок для снижения налоговой нагрузки на ИТ-отрасль нет, считает Кирилл Зацепин. «В части наиболее обременительного налога для ИТ-отрасли — налога на добавленную стоимость — не намечается положительных сдвигов, по крайней мере в ближайший год, — говорит он. — Налог на имущество для нашего нефондоемкого типа бизнеса незначителен. Налог на прибыль, на мой взгляд, вполне сбалансирован (20 процентов) и вряд ли будет снижаться. НДФЛ (13 процентов) — далеко не самый большой по сравнению с мировыми ставками, так что ожидать здесь каких-то положительных изменений тоже не стоит».

Лишние люди

Приспосабливаясь к работе в условиях кризиса, ИТ-компании гораздо охотнее сокращали штат специалистов, чем нанимали новых. По данным IBS, в среднем по году количество специалистов в группе сократилось менее чем на 17% (если не учитывать сокращения персонала за счет продажи DEPO). При этом в сфере разработки ПО на экспорт, напротив, шел активный набор персонала, итоговая его численность в этом сегменте бизнеса IBS существенно выросла.

Из участников рейтинга, рассчитавших среднее число специалистов согласно методике рейтинга «Эксперт РА», нарастить среднюю численность персонала в 2009 году более чем на 200 человек удалось только компании «Астерос», при том что снижение средней численности в таких же или более крупных масштабах продемонстрировали сразу пять компаний (см. график 3). Президент группы «Астерос» Михаил Эренбург отмечает два фактора, обусловивших рост численности персонала: открытие направления по внедрению бизнес-приложений и активность группы в проектах аутсорсинга (к примеру, в штат «Астерос» перешли специалисты компании-заказчика из МРСК Сибири). Ориентируясь на работу с крупными коммерческими структурами (доля заказов госсектора — 10%), группа «Астерос» в 2009 году увеличила выручку на 10%, что стало лучшим результатом по динамике среди 20 крупнейших участников рейтинга. Своим успехом компания во многом обязана портфелю крупных долгосрочных контрактов — проекту построения ИТ-инфраструктуры для ВТБ, который охватил 30 этажей в башне «Федерация»; генподряду на построение комплексной ИТ-инфраструктуры в аэропорту Сочи; заказам компаний «Мегафон», МТС, «Аэрофлот». В 2009 году группа также начала крупные проекты в Сбербанке и МРСК Сибири.

Точки роста

Направления деятельности, которые не только смогли устоять в кризис, но и приобрели еще большую популярность, были очевидны еще год назад. Это информационная безопасность, бизнес-аналитика (BI), виртуализация (позволяет увеличивать вычислительные мощности без масштабных затрат на новое оборудование), развитие интернет-услуг. Последний сегмент особенно активно растет в банковском и страховом секторе, сфере туризма и сфере госуправления. Знаковым событием стало открытие в декабре 2009 года единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) и утверждение плана перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление госуслуг в электронном виде.

Повышенной популярностью с началом кризиса стали пользоваться системы, позволяющие управлять взаимоотношениями с клиентами (CRM) — интерес к таким ИТ-приложениям проявляют и компании, бывшие монополистами в советские времена. К примеру, уже в кризис Сбербанк начал внедрять систему Oracle Siebel CRM, которая с октября 2009 года стала использоваться для работы с крупными корпоративными клиентами банка, к которым относятся компании с выручкой более 2,5 млрд рублей.

Что же касается средств бизнес-аналитики, то они были востребованы и до кризиса, однако сейчас, по словам коммерческого директора EPAM Systems Юрия Овчаренко, спрос на BI стал «более сильным, осознанным и адекватным». «Значительная часть компаний уже завершила автоматизацию базовых управленческих задач, и появилась необходимость в том, чтобы внедренные системы стали реальным помощником для бизнеса, — поясняет Овчаренко. — Построение хранилища данных и внедрение BI-приложений, помогает использовать оперативные и накопленные в различных системах данные не только для принятия тактических решений, но и для выстраивания продуманной стратегии управления бизнесом».

Секретная операция

Компании, оказывающие услуги в сфере информационной безопасности и управления непрерывностью ИТ-услуг, находятся в выигрышном положении по сравнению с большинством других игроков рынка. Многие заказчики прекрасно понимают, что экономить на безопасности и непрерывности процессов, особенно в кризис, не стоит. Необходимость контроля бесперебойного ведения бизнеса стала одним из рычагов спроса, соглашается генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников. Он приводит примеры таких решений: механизм аварийного восстановления в Альфа-банке реализован в рамках создания резервного процессингового центра. А в банке «ДельтаКредит» был создан план действий в аварийных ситуациях и резервный дата-центр — теперь банк менее чем за час может восстанавливать важнейшие системы.

Мощным подспорьем для развития рынка информационной безопасности стало требование государства к операторам персональных данных: используемые такими компаниями информационные системы должны быть приведены в соответствие с требованиями нашумевшего Федерального закона «О персональных данных» не позднее 2011 года. «Несоблюдение требований закона уже в прошлом году стало восприниматься как риск остановки бизнеса, — утверждает Борис Бобровников. — Хотя при изучении потребностей организаций в области информационной безопасности выбор заказчиков не всегда склонялся в пользу средств защиты персональных данных. Иногда первоначально требовалось реализовать более широкие задачи — например, защититься от вторжений и утечек конфиденциальной информации, контролировать доступ к информации».

Говоря об итогах 2009 года, сразу несколько руководителей ИТ-компаний отметили рост интереса заказчиков к такой сфере, как IT Asset Management — управление ИТ-активами компаний. Шамиль Шакиров, президент компании «Ай-Теко», отмечает рост спроса на консалтинговые услуги, связанные с организацией эффективной работы с существующими ИТ-активами предприятий. В ходе таких проектов, в частности, внедряются эффективные процедуры бюджетирования, распределения и отслеживания затрат. Это мнение разделяет и президент группы компаний ЛАНИТ Георгий Генс: «По итогам 2009 года могут быть признаны наиболее востребованными консультации по вопросам лицензирования и разработка его оптимальной схемы для предприятий. Эта услуга включает в себя обследование и анализ использования программного обеспечения заказчика, по результатам которых формулируются рекомендации по оптимальному количеству и составу лицензий вплоть до перехода на использование альтернативного программного обеспечения».

Необходимость четко управлять лицензиями на ПО обусловлена ужесточением законодательства в сфере интеллектуальной собственности (часть IV Гражданского кодекса РФ), в результате чего повысилась ответственность компаний, нарушающих закон. В частности, структуры МВД сейчас имеют право не только изымать и форматировать жесткие диски, на которых было развернуто нелицензионное ПО, но и проводить конфискацию тех системных блоков, где были установлены пиратские копии программных продуктов. Предполагается, что в краткосрочной перспективе интерес к проектам для управления ИТ-активами сохранится.