Сухие против мокрых

Илья Ступин
17 мая 2010, 00:00

В ближайшие два-три года на российском рынке цемента может кардинально измениться расстановка сил. Лидера — холдинг «Евроцемент груп» — атакуют новые, более технологичные игроки

Начало нового строительного сезона воодушевляет цементников. В марте производство в отрасли выросло на 7,2% по сравнению с мартом 2009‑го. Объем перевозок этого стройматериала железной дорогой в марте превысил прошлогодние показатели на 8%, а в апреле и вовсе вырос на 20% (см. график 1). По прогнозам аналитиков, в этом году потребление может возрасти с прошлогодних 44 млн тонн до 50 млн.

Некоторые цемзаводы уже пытаются оседлать новую конъюнктурную волну и поднять рухнувшие в кризис отпускные цены (см. график 2). Однако подобные шаги бесперспективны. Факторами, сдерживающими рост цен, являются пока еще нестабильный спрос на цемент, гибкая ценовая и производственная политика крупнейшего игрока — холдинга «Евроцемент груп», а также перспектива запуска беспрецедентного множества производств. Столкновение интересов новых и действующих игроков неизбежно повлечет за собой обострение конкуренции, а возможно, и передел цементного рынка.

Жилье просит цемента

Весеннее оживление на цементном рынке напрямую связано с восстановлением оборотов строительной отрасли. Первым из кризиса выходит сегмент жилищного строительства. На днях один из крупнейших производителей панельных домов — группа компаний ПИК объявил о том, что объемы продаж квартир в первом квартале 2010 года возросли в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ежедневно компания реализует более 14 квартир, тогда как в начале прошлого года продавала по три квартиры в день. О росте объемов реализации рапортуют и другие девелоперы.

Докризисные обороты строительного рынка пока желаемая и весьма отдаленная перспектива. Однако поступающие с рынка жилья позитивные сигналы уже стимулируют инвесторов к поиску новых идей и расширению географии инвестиционной активности. Большинство компаний дрейфует в сторону проектов строительства наиболее ликвидного жилья экономкласса, так действуют даже те застройщики, которые никогда раньше не работали в этом сегменте. Показателен в этом смысле пример компании RGI International Бориса Кузинца, которая до кризиса специализировалась на строительстве элитного жилья в центре Москвы. Теперь же она намерена запустить проект комплексной застройки в Подмосковье: под Красногорском планируется возвести жилой микрорайон общей площадью 1,3 млн квадратных метров. Застройщик уже оформил разрешительную документацию и планирует приступить к работам во втором полугодии.

Растет загрузка домостроительных комбинатов, штампующих панели для массового жилья, в том числе по госконтрактам. Активно расширяет присутствие на этом рынке компания «Интеко». Елена Батурина купила ДСК в Петербурге, планирует построить домостроительный комбинат в Краснодаре, увеличить мощность ростовского завода КПД, реконструировать завод по производству ЖБИ в Москве (переориентировав предприятие на выпуск домов экономкласса). В некоторых регионах уже наблюдается увеличение объемов производства железобетонных изделий, активно используемых в строительстве массового жилья. Все это указывает на то, что в ближайшие два-три года предприятия такого профиля станут основными потребителями цемента.

Определенные ожидания игроков цементного рынка связаны с запуском долгожданных проектов инфраструктурного строительства в рамках частно-государственного партнерства, а также с расширением сферы применения цемента (например, с активным использованием этого материала при строительстве цементобетонных дорог). Впрочем, пока в этой сфере царит неопределенность. Фактически запущены только две крупные инфраструктурные стройки — в Сочи и на Дальнем Востоке.

Куда спешит Филарет Гальчев

Невнятность планов по развитию инфраструктурного строительства — одна из причин, по которой многие игроки цементного рынка занимают выжидательную позицию и не спешат полностью расчехлять мощности (в 2009 году средняя загрузка предприятий составляла 57%, тогда как до кризиса доходила до 80%). На этом фоне выделяется флагман цементного рынка холдинг «Евроцемент груп» Филарета Гальчева, который в последнее время наращивает производство с ураганной скоростью, явно опережая темпы восстановления потребления стройматериалов. Так, в первом квартале компания увеличила выпуск цемента на рекордные 43% (произведено 2,71 млн тонн), хотя длительное время холдинг интенсивно снижал объемы производства, тем самым сдерживая падение цен. Чем обусловлен такой резкий разворот?

По словам участников рынка, «Евроцемент» спешит воспользоваться ситуацией и вернуть утраченные ранее позиции. В кризис рыночная доля холдинга заметно сократилась (с 39–40% в 2007 году примерно до 30% в 2008-м). Это объяснялось не только падением спроса на цемент из-за финансового коллапса в строительной отрасли, но и стратегическими ошибками, допущенными компанией в начале 2008 года. Тогда холдинг попытался искусственно ограничить предложение, чтобы разогнать цены. Однако созданная в объеме предложения «яма» быстро заполнилась импортным цементом, который хлынул в Россию отовсюду. Затем случился кризис, у строителей закончились деньги, и накопленные объемы клинкера и цемента оказались никому не нужны.

Форс-мажор застал «Евроцемент» врасплох, вынудив изменить сбытовую политику, провести кадровые перестановки, сократить издержки. Компания ускорила темпы снижения объемов производства. Это позволило замедлить падение цен на цемент на рынке и сохранить их на уровне, обеспечивающем среднеотраслевую рентабельность в 10–40% (оценка компании «Амикрон-консалтинг»). Уже в прошлом году «Евроцемент» начал восстанавливать объемы производства, отыграл утраченные позиции (сейчас рыночная доля компании оценивается примерно в 39%) и продолжает наращивать обороты.

Стратегия резкого наращивания объемов производства в условиях нестабильного спроса помимо сиюминутных конъюнктурных соображений, возможно, имеет и стратегический подтекст. Слишком многое указывает на то, что агрессивная производственная и ценовая политика направлена против новых игроков, которые готовятся выйти на рынок. Манипулируя объемами производства, цементный монополист стремится оттянуть на себя крупных потребителей и держать цены в узде, тем самым максимально затрудняя потенциальным конкурентам выход на рынок и подрывая планы быстрой окупаемости проектов строительства цемзаводов.

Новые технологии наступают

По оценкам гендиректора торгового дома «Цемснаб» Юрия Ерокина, к 2012 году в России планируется запустить сразу несколько заводов мощностью 20–25 млн тонн. И это только проекты, прошедшие стадию «невозврата» и получившие господдержку (инвесторам предоставлены налоговые льготы, кредиты). Из этого объема на долю «Евроцемента» приходится лишь один завод на 2,4 млн тонн, остальные предприятия построят конкуренты. По оценкам, которые прозвучали неделю назад на конференции «Цемент-2010», организованной интернет-журналом Rucem, с 2012-го по 2015 год мощности цементной отрасли могут вырасти еще на 30 млн тонн. То есть в общей сложности увеличатся вдвое, и это беспрецедентные объемы. Технический директор компании «СМ Про» Владимир Жарко напоминает, что за последние 25 лет было введено всего 3,2 млн тонн новых мощностей, из которых лишь 1,3 млн тонн соответствовало современным техническим и технологическим требованиям.

Если планы по вводу мощностей будут реализованы, то первыми рискуют выбыть из игры предприятия, которые устарели и производят цемент по так называемой мокрой, энергозатратной технологии (а это 87% российских заводов). Расход энергоресурсов на таких производствах в полтора-два раза выше, чем на современных заводах сухого способа. Этот способ предполагает предварительную сушку сырья перед смешиванием его компонентов и обжигом, что позволяет сократить затраты топлива на обжиг клинкера (при мокром способе производится обжиг влажной смеси в печи).

Холдинг «Евроцемент груп» объединяет преимущественно устаревшие мощности советского образца. Компания планирует построить и запустить несколько «сухих» заводов (в частности, реализует пилотный проект в Воронежской области). Однако в обозримом будущем не имеет никаких шансов на быстрое обновление промышленных активов. Сейчас холдинг контролирует лишь три завода сухого способа производства совокупной мощностью порядка 4,1 млн тонн (при общем объеме производства около 28 млн тонн). Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство предприятий холдинга работает на газе. С ростом цен на газ себестоимость производства может возрасти, а перевод предприятий на уголь потребует дополнительных затрат. В свою очередь, новые игроки выйдут на рынок с современными экономичными линиями сухой технологии производства. По экспертным данным, разница в себестоимости производства тонны цемента сухим и мокрым способами может достигать 600–700 рублей. «Новые заводы будут перетягивать потребителей, выигрывая конкурентную борьбу за счет ценовой составляющей, обеспечивая уровень рентабельности не ниже 30 процентов за счет более низкой себестоимости производства», — прогнозирует гендиректор компании «Амикрон-консалтинг» Ольга Киюцина. По оценкам председателя совета директоров «Сухоложскцемента» Максима Сотникова, к 2012 году будет введено около 21 млн тонн линий сухого способа производства. К слову, это эквивалентно 75% всех мощностей, которыми сегодня располагает лидер рынка «Евроцемент груп».

Но настоящей катастрофой для цементного монополиста может стать волна консолидации рынка. В перспективе на базе новых цемзаводов вполне могут возникнуть холдинги, созданные в противовес «Евроцементу». Тем более что в этом есть прямой экономический смысл: за счет эффекта масштаба удельные расходы на единицу продукции существенно снижаются. Сейчас такой расклад кажется фантастическим. Внутренних ресурсов для подобных игр нет. Иностранцы, работающие на российском цементном рынке, ведут себя крайне осторожно, адекватно оценивая рыночные реалии (доли Lafarge, Holcim и Dyckerhoff не превышают 4%). Однако если отечественной цементной отраслью заинтересуются крупные международные игроки, еще не засветившиеся в России (такие, например, как Cemex, CRH), то такой сценарий развития событий представляется вполне реалистичным.