Дороги на костях регионов

24 мая 2010, 00:00

Бюджетный фонд по строительству и ремонту дорог начнет формироваться с 2011 года. Идея создания дорожного фонда не нова, подобный фонд уже функционировал с 1991-го по 2001 год. Просуществовав десять лет, он был разворован и ликвидирован. Сейчас дороги финансируются из Инвестфонда и бюджета.

Вопрос о том, какие доходы наполнят новый фонд, еще обсуждается. «Идеология такая: эти доходы должны быть все-таки связаны с количеством автомобилей, с транспортом, чтобы нашим налогоплательщикам было понятно, что деньги, которые они тратят, идут именно на строительство и улучшение дорог», — поясняет министр экономики Эльвира Набиуллина. Минтранс предлагает повысить ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла и половину от этого повышения изъять из региональных бюджетов в дорожный фонд. Это, считают в ведомстве, позволит в год аккумулировать в фонде до 475 млрд рублей. Чтобы не вызывать гнева автовладельцев — ведь с повышением акцизов повысятся и конечные цены на бензин, — Минтранс предлагает освободить их от транспортного налога. Между тем цены на бензин и так на 70% состоят из налогов, в частности из налога на добычу полезных ископаемых, НДС, тех же акцизов, и гораздо перспективнее было бы пересмотреть их структуру, чем принимать решения, ведущие к удорожанию топлива, которые отразятся не только на автомобилистах, но и на экономике в целом.

К тому же, по подсчетам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, на дороги нужно выделять 1,7–1,9 трлн рублей ежегодно. Предложение Минтранса в лучшем случае закроет 40–45% расходов на дорожное хозяйство в его нынешнем виде. Зато оно грозит серьезными проблемами для российских регионов. Бюджеты субъектов РФ на 2010 год «усохли» примерно на 10%. «Трансферы регионам сократились на 20 процентов, — говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — А акцизы на топливо были значимой статьей в доходах региональных бюджетов, больше, чем транспортный налог. Их изъятие приведет к еще большему ухудшению ситуации в регионах, сильно пострадавших от кризиса».