Сити-молл

Алексей Лоссан
31 мая 2010, 00:00

Торгово-развлекательный центр Mall of Russia в «Москвеа-Сити» откроется уже в конце этого года. Это будет знаковым событием - строящийся деловой район заживет новой жизнью

Торговый центр Mall of Russia в центральном ядре Москвы-Сити изначально задал себе высокую планку: название обязывает. Он станет крупнейшим торгово-развлекательным районом в центре Москвы - его площадь составит 180 тыс. кв. м. Там будут не только многочисленные магазины, но и развлекательный центр с многозальным кинотеатром с технологиями 4D и 5D. Рядом с центром расположится самый большой в Европе многофункциональный киноконцертный зал на 6000 мест.

Ввод торгово-развлекательного комплекса - новый этап в развитии проекта «Москва-Сити», который перестанет быть просто зоной офисных зданий, а станет многофункциональным зоной, где можно и отдыхать.

Самый крупный торговый проект в центре города

Когда участники рынка говорят о Mall of Russia, то большинство вспоминает два аналога — Mall of Emirates в Дубае и Mall of America в американской Миннесоте. В первую очередь в этот ряд торгово-развлекательный комплекс AFI Development попадает из-за амбициозного названия. Во вторую очередь свою роль играет размер здания, что автоматически делает Mall of Russia самым крупным торгово-развлекательным проектом в центре столицы.

Арендуемая площадь составит около 114 тыс. кв. м. Из них 74 тыс. придется на торговую галерею и якорных арендаторов, остальные площади займут большой киноконцертный зал, кинотеатр, детский развлекательный центр, супермаркет, универмаг и т. д.

Однако на этом сравнения с дубайским и американским аналогом заканчиваются. Как говорит руководитель департамента маркетинга и продаж AFI Development Натали Шмурин, в отличие от своих зарубежных тезок Mall of Russia находится не за пределами центра города, а в самом настоящим business district — в сердце деловой активности Москвы-Сити. «Это место, где будут встречаться бизнес-потоки из окружающих офисных башен. Здесь их обитатели смогут провести свободное время, перекусить, сделать покупки, развлечься. Кроме того, центр сможет аккумулировать огромные потоки посетителей и экспонентов выставочного комплекса “Экспоцентр”, а также сотрудников и посетителей делового комплекса World Trade Center», — объясняет она.

По словам старшего директора отдела торговых площадей Cushman & Wakefield Михаила Свердлова, более правильно было бы сравнить этот объект с лондонским торговым центром Westfield, общая площадь которого 150 тыс. кв. м. Он открылся в самый разгар кризиса в 2008 году в центре британской столицы, но тем не менее сразу завоевал популярность арендаторов и покупателей. Еще более точным может быть сравнение с торгово-развлекательным центром в деловом районе Лондона Canary Warf или с Les Quatre Temps в парижском деловом районе La Defense, которые признавались самыми успешными в Европе. Впрочем, все это более или менее точные аналогии. «Когда Mall of Russia проектировался, не было задачи сделать его аналогичным какому-либо западному торговому центру. Ставилась цель создать главный молл в России», — говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская. Задача более чем амбициозная.

 pic_text1 Фото: Олег Сердечников
Фото: Олег Сердечников

Действительно, тот же дубайский Mall of Emirates служит в основном для привлечения туристов: достаточно вспомнить хотя бы знаменитый крытый горнолыжный спуск посреди пустыни. А Mall of Russia, Westfield и Les Quatre Temps рассчитаны прежде всего на местную публику. Однако AFI Development не планирует ограничиваться только «белыми воротничками» — обитателями Сити. По выходным жизнь в деловом квартале будет затихать, а для торговых центров уикенд — самое жаркое время. Поэтому, по словам Натали Шмурин, Mall of Russia с удовольствием примет посетителей со всей Москвы. Теперь, чтобы развлечься, не надо будет ехать за город и стоять в многочасовых пробках — к услугам полный набор магазинов и развлечений для всей семьи в центре столицы. «Так как аналогичных проектов в России нет, можно с уверенностью сказать, что Сити станет центром притяжения не только для “белых воротничков”, работающих в башнях, но и для многих туристов и просто для жителей мегаполиса», — говорит Михаил Свердлов.

Достопримечательность европейского масштаба

Потенциальных покупателей из различных районов столицы в Mall of Russia должны привлекать три вещи. Во-первых, транспортная доступность. Внутри торгово-развлекательного комплекса расположены выходы из двух станций метро: «Международная» и «Выставочная». Более того, транспортный терминал Москвы-Сити станет крупнейшей транзитной точкой столицы, он соединит Сити с аэропортами Шереметьево, Домодедово и Внуково. В свою очередь для автомобилистов предусмотрена трехуровневая подземная парковка на 2700 машино-мест (въезд будет осуществляться с трех сторон — с Краснопресненской набережной, 3-го транспортного кольца и 1-го Красногвардейского проезда) — этого более чем достаточно.

Во-вторых, в торгово-развлекательном комплексе разместится сильный блок арендаторов, которые сами по себе способны генерировать мощные потоки посетителей. В числе арендаторов H&M, Zara, Zara Home, Bershka, Oysho, Stradivarius, Marks & Spencer, L’Etoile, Douglas Rivoli, Massima Dutti, GAP, Next, «Формула кино», «Спортмастер», «Союз», «Холдинг Центр», Starbucks, Burger King.

 pic_text2

Развлекательная часть представлена многозальным кинотеатром «Формула кино», в котором будут применены технологии 4D и 5D. По словам Натали Шмурин, в целом Mall of Russia рассчитан в основном на средний класс с небольшим уклоном в upper-middle. Направление уже проявляется в том, что якорным супермаркетом комплекса станет «Зеленый перекресток». Никакой «Азбуки вкуса» или «Глобус Гурмэ», но и никаких «народных» продовольственных сетей.

В-третьих, Москва-Сити сам по себе становится достопримечательностью, куда люди будет приезжать не только по делам, но и посмотреть на единственный в России район небоскребов. «Преимущество - расположение торгового центра в самом ядре высотного района Москвы-Сити, в центре первого российского downtown. В проект Сити многие не верили, но сейчас уже можно говорить, что он в целом состоялся. Еще не все объекты закончены, но многие башни уже стоят», — говорит Михаил Свердлов. По привлекательности для туристов и бизнес-гостей Москву-Сити можно сравнить с застройкой Potsdamerplatz в Берлине — грандиозным проектом, реализованным в честь объединения Германии.

Связанные одной цепью

Участники рынка усматривают основной недостаток Mall of Russia в его основном преимуществе: проект — плоть от плоти делового центра Москва-Сити. В условиях падения деловой активности и резко возросшей доли незаполненных площадей в столичных офисных центрах некоторые эксперты предрекают, что высотки Москвы-Сити» не смогут найти арендаторов и еще годы обречены стоять пустыми. По словам Татьяны Ключинской, в связи с кризисом активность в деловом центре существенно сократилась. Поэтому и привлекательность торгово-развлекательного комплекса может быть невелика. «Недостаток проекта в том, что он является заложником успешности Москвы-Сити», — говорит эксперт.

В AFI Development эти опасения называют досужими домыслами. Натали Шмурин напоминает, что в начале следующего года в Москву-Сити переедет головной офис ВТБ, заработает «Город столиц» Capital Group, должна открыться Imperia Tower компании MCG. Более того, по ее словам, уровень вакантных площадей в Сити сейчас ниже, чем в целом по Москве. «Окончание строительства Mall of Russia свидетельствует, что для проекта “Москва-Сити” начинается новый этап. На ближайшие годы мы строим концепцию центра и подбираем арендаторов так, чтобы центр был привлекателен не столько для офисных сотрудников, но и для самой широкой потребительской аудитории. Для нас это прежде всего внутригородской торговый центр, но при этом сохраняющий свой целевой характер. Мы делаем центр таким, чтобы люди ехали сюда со всей Москвы и окрестностей», — говорит Натали Шмурин.

Один раз AFI Development уже пришлось пойти на поводу у рыночной конъюнктуры: они перенесли открытие комплекса с конца 2009 года на 2010-й. Действительно, среди кипящей стройки и еще не освоенных площадок открытие «Молла имени России» смотрелось бы странно. «Кроме того, 2009 год был очень сложным для многих наших арендаторов, мы понимали, что найти ресурсы для открытия нового качественного магазина в знаковом проекте в разгар кризиса очень сложно, поэтому перенесли открытие на год», — объясняет Натали Шмурин. «То, что сроки сдачи проекта переносились — это, конечно, минус проекта. С другой стороны, трудно вспомнить объекты, которые были бы в последние полтора года открыты точно в соответствии с планами», — говорит директор по развитию и маркетингу УК BlackStone Keeping Company Ольга Штода. Впрочем, теперь, когда Mall of Russia практически достроен и сдан, опасения по поводу его открытия в любом случае не имеют смысла.

В AFI Development рассчитывают, что теперь помешать их планам уже не может ничто. На это указывает и то, что фактически уже сданы в аренду около 85% помещений. Причем в основном речь идет не о предварительных соглашениях, а о конкретных, заключенных на несколько лет договорах. И это при том, что в Mall of Russia, как жалуются эксперты, ставки выше рынка.

В AFI Development подтверждают факт высоких ставок и объясняют свое решение очень просто. Во-первых, это первый проект в Москве нового поколения — с современной концепцией, сильными якорями, развлечениями. Это самый большой торгово-развлекательный центр в центре Москвы: все понимают, что другой подобной площадки больше нет. Во-вторых, как только рынок вернется на круги своя, для любого арендатора перспективность присутствия в Mall of Russia будет более чем очевидна. Осознавая это, многие компании уже сейчас готовы платить больше, чем ожидалось, за участие в этом проекте. В любом случае, по словам Ольги Штода, эффективность таких масштабных проектов рассматривается все-таки не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе.