Дело десятого

Не более 10% крупнейших отечественных компаний готово предметно представить результаты своей инновационной деятельности

Государство все чаще упрекает крупный бизнес в отсутствии инновационного порыва. В свою очередь менеджеры ведущих компаний сетуют на отсутствие в России условий для развития инноваций, но утверждают, что уж в их-то компаниях дело с инновациями обстоит совсем неплохо, избегая, однако, конкретики. В результате в споре присутствует изрядная доля схоластики.

Мы решили разобраться в ситуации чуть подробнее и предложили крупным компаниям предъявить проекты, реализованные ими за последние пять лет. Способ для этого был избран самый незамысловатый: в марте 2010 года медиахолдинг «Эксперт» разослал в адрес корпораций реального сектора из рейтинга «Эксперт-400» анкеты, предложив перечислить и описать проекты, которые они считают инновационными. Далее был проведен анализ полученной информации по ряду критериев, в результате чего в итоговом списке осталось 50 проектов от 33 компаний.

Что касается количества проектов в отраслевом разрезе, то наиболее активно инновации внедряются в машиностроении, информационно-коммуникационном секторе, металлургии и энергетике. По данным нашего мини-исследования, в каждой из этих отраслей представлены как минимум четыре инновационно активные компании. Хуже дела обстоят в топливной промышленности. Из нефтяников о внедрении инновационных проектов заявил только «ЛУКойл», а в угольной промышленности — лишь СУЭК. Примеры внедрения инноваций в других отраслях единичны.

Любопытно, что сферой внедрения инноваций не всегда является основной бизнес компании. Из проектов, представленных «Росатомом», лишь один имеет отношение к ядерной энергетике, а другие относятся к разработке медицинского оборудования и средств контроля. Инновации пивоваренной компании «Балтика» помимо создания новой культуры дрожжей затрагивают, например, использование средств ГЛОНАСС для мониторинга движения автотранспорта.

Вот такие инновации

В ходе исследования мы сознательно не задавали компаниям жестких критериев отнесения того или иного проекта к инновациям, предлагая им самостоятельно решить этот вопрос. В конце концов, понять, что именно российские корпорации считают инновациями, не менее интересно, чем оценить масштаб явления. Возможно, поэтому активность некоторых наших респондентов нас несколько удивила. Одна из компаний ИКТ-сектора представила сразу 19 проектов, которые она позиционировала как инновационные. Общее же количество заявленных проектов приблизилось к сотне.

По итогам предварительной экспертизы мы оставили в списке около 50 проектов, показавшихся нам наиболее интересными с точки зрения масштабов, новизны технологического решения, организационных изменений и эффективности. Однако обеспечение абсолютной «инновационной чистоты» проектов не входило в нашу задачу. В результате в список вошли и полноценные инновационные решения, и модернизационные проекты, расцениваемые тем не менее их инициаторами как своего рода инновации.

Впрочем, к чести компаний, они достаточно адекватно оценивают достигнутый уровень технической новизны. По крайней мере, к катег

Новости партнеров

«Эксперт»
№21 (706) 31 мая 2010
Как Россия и мир выходят из кризиса
Содержание:
Вторая волна подъема

Вместо второй волны кризиса нас ожидает вторая волна подъема, считает директор Института информационного развития Высшей школы экономики Владимир Бессонов. С нее начнется новый цикл роста, который приведет к существенному повышению эффективности нашей экономики и, как следствие, к увеличению среднего класса до 40–60% от населения страны

Повестка дня
Спецвыпуск
Русский бизнес
Экономика и финансы
Спецвыпуск
На улице Правды
Реклама