Экономика под куполом цирка

Ольга Беляева
31 мая 2010, 00:00

Несколько лет назад в мире деловой литературы случилось страшное. «Экономист-диссидент» Левитт, лауреат премии для самого умного экономиста моложе сорока, и писатель Дабнер сорганизовались и написали книгу, которая, выражаясь современным сленгом, взорвала мозг тысячам читателей. Книга полностью отвечала названию, в котором перемешались экономика и фрики — чудаки, уродцы, маргиналы. Авторы откапывали экономическую подоплеку обыденных явлений, отдавая предпочтение темам с легкой примесью скандала. «Фрикономика» моментально стала бестселлером. Собственные лавры, похоже, не давали авторам покоя.

Встречайте продолжение. Младшая сестра по степени фриковости не уступает старшей, разве что эффект неожиданности уже не сработает. Добрую часть исследования занимает тщательный экономический анализ стоимости деятельности жриц любви. Авторы также подробно рассмотрели вопрос, кому грозит бóльшая опасность — пьяному водителю или пьяному пешеходу, затронули проблему глобального похолодания и исследовали спрос на полисы страхования жизни среди террористов-самоубийц.

Однако в пользу книги говорит не только ее эпатажность и подбор любопытных фактов. Видите ли, способность взглянуть на обычные предметы с неожиданной стороны всегда была залогом успеха, в том числе в бизнесе. Недаром на собеседованиях в крупных серьезных компаниях в ходе разговора о наличии МВА и опыта работы нет-нет да и спросят: а почему, мол, канализационные люки делают круглыми, а не квадратными? Проводить прямую связь между чтением книг вроде «Суперфрикономики» и изобретением неожиданных вещей вроде самолета, лампы накаливания или хоть айфона было бы, пожалуй, слишком, но такого рода книги явно оказывают омолаживающий эффект на образ мыслей.