Пора подумать о долге перед Родиной

31 мая 2010, 00:00

Российские стальные бароны опять в опале. На прошлой неделе была развернута целая информационная кампания, направленная против них. Началось все с жалоб потребителей. Повышение цен на плоский прокат осудили РЖД и машиностроители. Скажем, Уралвагонзавод посетовал, что традиционное сезонное повышение цен в текущем году  стало особенно острым — на десятки процентов. Представители компании предложили ввести 15-процентную экспортную пошлину, отменить все импортные пошлины на металлопрокат и ввести временные меры по ограничению экспорта или его квотирование. Потом в дело включилось правительство. Премьер Владимир Путин заявил довольно резко: «…ясно, что могут расти издержки, но это совсем не повод для резких скачков в ценообразовании». Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что ведомство уже возбудило дело в отношении «Евраз Груп». Глав стальных компаний позвали отчитаться правительству о своей ценовой политике. В общем, ощущение такое, что со стальными компаниями решили разобраться по-настоящему. Мол, хватит зарвавшимся владельцам советских заводов и шахт изводить ценовым диктатом внутренних потребителей металла.

Со стороны госорганов просматривается такая логика. После аварии на «Распадской» с рынка фактически выведен крупнейший производитель коксующегося угля, что резко и сильно увеличило издержки стальных компаний, вынужденных покупать сырье за границей или у шахт с высокой себестоимостью добычи. И  металлурги переложили эту проблему на плечи потребителей металла.

У металлургов другая логика. В течение последнего года мировые цены на стальной прокат устойчиво росли. Но в мае–июне (поскольку цены на сталь контрактные, а не биржевые, то часто по только что перезаключенным контрактам они известны на месяц и более вперед) они и вовсе рванули вверх — на 20–25% (см. график). Российская практика ценообразования такова, что изменения конъюнктуры сразу же отражаются на внутренних отпускных ценах крупных заводов. Коррекция прейскурантов обычно происходит раз в три месяца.  Так что рост мировых цен пришелся как раз на пору обсуждения и заключения новых трехмесячных контрактов на июль–сентябрь с крупными потребителями металла. То есть никакого экстраординарного повышения цен на плоский прокат в России не произошло.

Тем не менее стальным баронам придется внести изменения в политику ценообразования. Уже много лет она действительно недружественна потребителям. Цены внутри страны формируются по принципу «как можно дороже, но чтобы чуть дешевле импорта». Иными словами, они до такой степени высоки, чтобы потребители все время думали о возможности покупки металла за границей, но не делали этого ради экономии трех копеек с тонны. Если не учитывать расходы на транспорт, то внутренние покупатели за российский металл вынуждены платить больше иностранных коллег. В те времена, когда экспорт был спасением отрасли, а внутренние потребители не считались с ростом издержек, эта ситуация была вполне приемлемой и никого не раздражала. Но сейчас, после финансового кризиса, когда машиностроители и строители начинают считать каждую копейку и минимизировать расходы, когда государство в полном объеме удовлетворяет почти все кредитно-финансовые запросы наших металлургов, но не проявляет подобную щедрость по отношению к машиностроителям, такое ценообразование выглядит анахронизмом и неуважением к собственным гражданам.