Купил, чтобы продать

Повестка дня
Москва, 14.06.2010
«Эксперт» №23 (708)

Вот уже два года компания «Сибур — Русские шины», подразделение «Сибура», пыталась получить контроль над шинным холдингом «Амтел». Но случилось это буквально на днях. «Сибур» объявил, что выкупил практически все долги группы «Амтел» перед кредиторами, чьи интересы представляет инвестиционное подразделение «Альфа-Групп» компания А1. «Сибур» теперь контролирует 89% задолженности группы (это 17 млрд рублей), основные активы которой — Воронежский и Кировский шинные заводы, а также розничная сеть «АВ-ТО».

Шинный холдинг «Амтел» был создан в конце 1990-х годов бизнесменом индийского происхождения Судхиром Гуптой. Компания консолидировала несколько ключевых заводов в России, специализировавшихся на производстве легковых шин. Спустя какое-то время «Амтел» сумел купить голландскую компанию Vredestein Banden с известным европейским шинным брендом и со своими ноу-хау в области дизайна и технологий производства. В результате компания была переименована в Amtel-Vredestein и юридически прописалась в Голландии. В 2005 году компания провела IPO. Но в скором времени дела пошли на спад — «Амтел» не смог управиться с огромным долгом (многие покупки делались в кредит).

Компания перешла в руки основного кредитора — группы «Альфа». Последняя пыталась быстро вернуть свои деньги, продав «Амтел» целиком, но у нее не вышло. Впрочем, желающие-то были. «Сибур» давно стремился интегрировать в свой шинный бизнес заводы, специализирующиеся на выпуске легковых шин, однако не желал платить за заводы «Амтела» запрашиваемые «Альфой» деньги. В 2008 году была предпринята попытка слияния с «Амтелом», когда «Сибур — Русские шины» мог получить 60,5% акций в объединенной компании, но она провалилась. Спустя полгода «Сибур» предложил новую схему. Он был готов взять на себя долги российских компаний группы (около 500 млн долларов) в обмен на облигации «Сибур Холдинга» (57 млн долларов) и компании «Сибур — Русские шины», которые в 2012 году можно было бы конвертировать в 45% акций производителя шин. Но Сбербанку, как одному из кредиторов «Амтела», эта сделка не понравилась, и он ее заблокировал. Вскоре «Альфе» удалось продать самый привлекательный актив «Амтела» (Vredestein Banden). И вот теперь остатки «Амтела» переходят под контроль «Сибура».

Между тем менеджмент «Сибура», в частности президент компании Дмитрий Конов, считает, что шинный бизнес является непрофильным активом для холдинга. «Низкая экономическая эффективность по показателям EBITDA и чистой прибыли разрушает бизнес “Сибура”», — говорит г-н Конов. «Сибур», объясняя свою позицию, подчеркивает, что, получив контроль над «Амтелом», компания «Сибур — Русские шины» станет более сбалансированной по портфелю производства легковых и грузовых шин и более привлекательной для продажи. Оптимальная цель «Сибура» — получение меньшей доли в большем активе за счет инкорпорирования сбалансированных активов компании «Сибур — Русские шины» в какую-нибудь глобальную шинную корпорацию.

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (708) 14 июня 2010
    Чемпионт по футболу
    Содержание:
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама