Бремя демпинга

Рейтинг
Москва, 05.07.2010
«Эксперт» №26 (711)
Российской оценочной отрасли пока не удалось выбраться из кризисной ловушки. Острая конкуренция на сжавшемся рынке подталкивает операторов к демпингу и ведет к стагнации сектора в целом

Отмечавшийся нами еще в 2008 году тренд сжатия бизнеса в секторе оценки (см. «Эксперт» № 26 за 2008 и № 26 за 2009 гг.) за последний год лишь усилился. Это подтверждают суммарные доходы участников рейтинга, которые за этот период увеличились всего на 5% и составили 8,2 млрд рублей (см. график 1). За всю историю рейтинга оценочных компаний это самый низкий показатель прироста совокупной выручки его участников. Напомним, что в предкризисные годы темп прироста доходов в отрасли, как правило, не падал ниже 50% и даже на пике кризиса в 2008-м составил около 30%. Снижение своих доходов компании объясняют прежде всего внутренними проблемами отрасли: обострившейся конкуренцией и массовым демпингом.

Необходимо отметить, что, несмотря на эти неутешительные новости, вероятность оживления рынка в ближайшей перспективе сохраняется. Во всяком случае, 2010 год для оценочных компаний начался с позитивных нот. По данным оперативного опроса участников рейтинга, только за первый квартал текущего года им удалось нарастить обороты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в среднем на 8%. Опираясь на эти цифры, можно прогнозировать, что с нынешнего года влияние кризиса на рынок оценочных услуг начнет постепенно уменьшаться, а из негативных факторов останется только внутренний — искусственное занижение стоимости услуг.

Все против всех

Кризисное сжатие спроса в секторе интеллектуальных услуг (аудит, консалтинг, ИТ) весьма болезненно сказалось на оценочном бизнесе. Стремясь сохранить бизнес в непростой рыночной ситуации, многие компании были вынуждены провести ревизию своей маркетинговой политики и снизить расценки на оказываемые услуги. Однако ретроспективно шаги, предпринятые в этом направлении многими компаниями, можно оценить как крайне рискованные и однозначно вредные для перспектив развития отрасли в целом. Естественная адаптивная реакция оценщиков на кризис выродилась в демпинговую войну всех против всех.

По данным компании «АБК — Активные Бизнес Консультации», коэффициент вариации цен (разброс вокруг средней цены) на оценочные услуги в 2008–2009 годах и начале 2010-го составляет 640% — против 47% в 2006–2007 годах, в период стабильности. «В нашей компании постоянно проводится опрос и обзор цен. Если раньше разброс цен на услуги по оценке не превышал 50 процентов, то сейчас цены выходят за рамки экономической разумности. Некоторые компании снизили стоимость услуг по оценке бизнеса до уровня 10–20 тысяч рублей; для сравнения: оценить квартиру в среднем стоит 3 тысячи рублей. При этом очевидно, что по трудозатратам это несопоставимые объемы работ», — комментирует сложившуюся ситуацию генеральный директор «АБК — Активные Бизнес Консультации» Денис Калужских.

Как ни печально, в посткризисный период стоимость услуг, по сути, превратилась в единственный фактор выбора оценочной компании. По мнению генерального директора АКГ «Гориславцев и Ко. EuraAudit» Константина Гориславцева, в первую очередь это было связано с изменениями в политике заказчиков оценочного сек

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (711) 5 июля 2010
    Россия - США
    Содержание:
    Противостоять американскому обольщению

    Итоги визита Дмитрия Медведева в США и последовавший за ним громкий шпионский скандал показали, что российско-американские отношения находятся в процессе активной трансформации. Выгодным для России это окажется в том случае, если она будет вести себя трезво и осмотрительно

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама