Маленькие гиганты протерозоя

Наука и технологии
Москва, 05.07.2010
«Эксперт» №26 (711)

Международная мультидисциплинарная группа исследователей, возглавляемая Абдерразаком эль-Албани из французского Университета Пуатье, сделала открытие, претендующее на то, чтобы стать крупнейшим научным прорывом в палеонтологии. В окрестностях Франсвилля (Габон, Западная Африка) они обнаружили двести пятьдесят с лишним образчиков ископаемых остатков живых организмов. После тщательного изучения находки ученые пришли к сенсационному выводу: еще примерно 2,1 млрд лет назад на нашей планете жили многоклеточные существа.

Пространная публикация эль-Албани и Ко, посвященная анализу проделанной исследовательской работы, стала главной темой июльского номера журнала Nature.

До сих пор считалось, что первые комплексные, то есть состоящие из многих клеток, формы жизни появились на нашей планете лишь около 600 млн лет назад (в результате так называемого кембрийского взрыва), а до этого на ней безраздельно господствовали различные одноклеточные микроорганизмы — вирусы, бактерии и проч. Однако неожиданная габонская находка стала первым «вещественным доказательством» того, что эта теория, по всей видимости, нуждается в коренном переосмыслении. Дошедшие до наших дней в прекрасном состоянии окаменелости различных форм и размеров (в среднем от 7 до 12 см в поперечнике) заставляют ученых предположить, что сложноорганизованные формы жизни зародились на Земле намного раньше кембрийского взрыва, предположительно произошедшего в результате резкого роста содержания в атмосфере кислорода — процесса, начавшегося около 750 млн лет назад.

Первые признаки жизни на Земле появились, по мнению ученых, примерно 3,5 млрд лет назад: тогда существовали прокариоты, одноклеточные существа, не обладавшие оформленным клеточным ядром. Однако практически вся предшествовавшая внезапному кембрийскому взрыву «темная эпоха» (протерозой), то есть огромный промежуток времени — от 3,5 млрд до 700–600 млн лет назад, пока остается малоисследованной. Между тем именно в этот критический период истории жизни на Земле произошло важнейшее событие — к прокариотам добавились эукариоты, живые организмы, клетки которых содержали ядра.

Богатая коллекция «макроокаменелостей из протерозоя» была обнаружена в Габоне еще в 2008 году. Около сотни «экспонатов» подверглись детальному анализу при помощи рентгеновских микротомографов (трехмерных сканеров с очень высоким разрешением) и масс-спектрометров, который позволил эль-Албани и его коллегам реконструировать общую структуру и особенности внутреннего строения, а также предположительную среду обитания ископаемых существ.

В итоге ученые пришли к выводу, что существа эти, скорее всего, были древнейшими многоклеточными бактериями-эукариотами, жившими в крупных колониях.Так, более сорока найденных образцов было сконцентрировано на общей площади всего в 0,5 кв. м. Кроме того, специалистам удалось выяснить, что эти организмы обитали на морском мелководье (на глубине 20–30 метров под водой).

По мнению авторов исследования, для того чтобы суметь развиться до таких сложных